День первый: написание текста
Написать сильный текст быстрее, чем за день, не получится. Текст можно готовить дольше, но не меньше. На что же уйдет 6-8 часов?- Цель: чего вы хотите добиться публичным выступлением? «Хочу хорошо выступить», – это неправильный ответ. «Хочу понравиться слушателям», – тоже неверный ответ. Если вы будете писать текст, думая о том, как понравиться слушателям, ваше выступление будет пустышкой. Подумайте о том, ради чего вы выступаете, какой эффект должна произвести речь. Целью может быть убедить инвесторов вложить средства, стимулировать продажи, привлечь людей в компанию. Цель – чтобы жильцы частных домов сортировали мусор или не выбрасывали батарейки, а отдавали их на утилизацию, пожертвовали на лечение больного ребенка. Видите, как смещается акцент? Оратора украшает скромность. Хороший оратор думает не о себе, а о цели своего выступления. Поэтому, прежде чем писать текст, определите цель и подумайте, как ее достичь.
- Изучение аудитории. Узнайте, перед кем вам предстоит выступать: как много человек будет в зале, какого они будут возраста, социального положения, достатка. Важно понимать проблемы и настроение людей. От этого зависит стиль подачи, шутки, факты, которые вы можете использовать. Представьте: нужно продать смартфон, и вы готовите речь о преимуществах новой модели. Но ваша аудитория – пенсионеры. Если студентам не нужно доказывать саму ценность смартфона, то пенсионеров еще нужно убедить, что гаджет им нужен. Если студентам не нужно объяснять про фронтальную и основную камеру, то пенсионерам это объяснить придется. Вы не сможете свободно сыпать словами «селфи», «тачскрин», «пиксели». Поэтому не пропускайте этап знакомства со слушателями.
- План. Прежде чем вы начнете писать текст, составьте его план. Продумайте по пунктам, какую информацию и в какой последовательности будете подавать. Не путайте план с тезисами. План – это костяк, структура вашей речи. Тезисы – основные факты и идеи, которые вы должны изложить. Подготовить нужно и то, и другое. Только когда вы уже понимаете цель публичного выступления, знаете аудиторию и составили план, можно приступать к написанию речи.
Какие ошибки допускают ораторы
Вспомните школу или вуз. Отличник выходил к доске выступать с рефератом или читать доклад. Вы пытались не отвлекаться и понять, о чем речь, но уже спустя тридцать секунд сознание отключалось, и вы переставали отдавать отчет, что говорит докладчик. Знакомо? Чтобы не стать докладчиком, который погрузит аудиторию в сон, помните о слушателях. И первое, что вы должны запомнить, – ваши проблемы, ваш товар, компания или услуги их не интересуют. Их интересуют они сами и их проблемы. Чтобы заинтересовать аудиторию, нужно сразу дать понять, какую пользу они извлекут из вашей речи. Для этого используйте прием, который называется «формирование образа врага». Это означает, что вам нужно представить слушателям проблему, которая угрожает лично им. Речь не о враге в буквальном смысле этого слова, речь об угрозе, проблеме, опасности, трудности аудитории. Обозначьте «врага», а дальше говорите о том, как его одолеть. Вернемся на школьную скамью. Вы не слушали отличника не только потому, что вас не волновала тема его доклада, но и потому, что его речь была слишком абстрактной, сухой. Люди плохо запоминают абстракции, обобщения, неточности. Публичная речь должна быть конкретной и образной. Это не означает, что нужно сыпать сравнениями и метафорами; вы должны рисовать слушателям картину, которую они могут представить воочию. Вычищайте из текста обобщения и неточности. Не говорите «люди», если можете сказать «я». Не говорите «товар», если можете сказать «зубная паста», «небьющиеся чашки», «смартфоны». Иногда невозможно вычистить все обобщения из-за специфики темы. Используйте визуальное подкрепление: таблицы, диаграммы, слайды – все, что поможет аудитории овеществить, представить тему наглядно. И тут вас подстерегают три ошибки:- Перегруз фактами. Соблюдайте баланс известного и неизвестного в тексте. Если новой информации или важных фактов будет слишком много, слушатели не уследят за ходом мысли. Не пытайтесь втиснуть в речь все известные вам факты. Пускай на один абзац текста приходится один новый факт.
- Жаргон. Классическая ошибка людей, погруженных в тему: они думают, что весь мир с ними на одной волне. Но слушатели могут не так хорошо ориентироваться в теме (вот поэтому и нужно заранее изучить аудиторию), профессиональный жаргон или узкие термины будут им непонятны. Старайтесь не сыпать большим количеством терминов, их тяжело воспринимают даже специалисты.
- Готовые ответы. Если вы обрисовали проблему и тут же предложили путь ее решения, это неплохо. Но готовые ответы никогда не производят такого сильного впечатления, как выводы, к которым человек пришел сам. Пускай даже его к этим выводам привели за ручку. Умение убеждать – это умение ставить правильные вопросы. Постройте свою речь так, чтобы слушатель сам пришел к нужным вам выводам.