ХОТИТЕ ПРОЙТИ ОНЛАЙН КУРСЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА?
«Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую речь экспромтом», – шутил Марк Твен. Доля горькой правды в этой шутке перевешивает долю искрометного юмора: подготовка к публичному выступлению – долгий и трудоемкий процесс. Не рассчитывайте справиться за один-два дня. Минимальный срок для подготовки хорошей речи – пять дней. Руководитель, инвестор или просто хороший знакомый просит вас прочесть речь: выступить с презентацией перед партнерами или покупателями. «Только, – говорит ваш собеседник, – выступить нужно уже послезавтра». Не соглашайтесь. Даже если просьба исходит от руководителя или другого влиятельного человека, отказать которому неудобно, все равно не соглашайтесь. Потому что пары дней недостаточно для подготовки. Соглашаясь, вы ставите себя в условия, когда заведомо невозможно выступить хорошо. Особенно если опыт публичных выступлений небольшой. А если вы прочли уже десяток лекций и провели сотню презентаций, то и сами знаете: два-три дня – слишком маленький срок для подготовки публичного выступления. Исключение – когда вас просят повторить уже подготовленную и «обкатанную» презентацию. Чем же вы будете заниматься в эти пять дней перед выступлением?

День первый: написание текста

Написать сильный текст быстрее, чем за день, не получится. Текст можно готовить дольше, но не меньше. На что же уйдет 6-8 часов?
  • Цель: чего вы хотите добиться публичным выступлением? «Хочу хорошо выступить», – это неправильный ответ. «Хочу понравиться слушателям», – тоже неверный ответ. Если вы будете писать текст, думая о том, как понравиться слушателям, ваше выступление будет пустышкой. Подумайте о том, ради чего вы выступаете, какой эффект должна произвести речь. Целью может быть убедить инвесторов вложить средства, стимулировать продажи, привлечь людей в компанию. Цель – чтобы жильцы частных домов сортировали мусор или не выбрасывали батарейки, а отдавали их на утилизацию, пожертвовали на лечение больного ребенка. Видите, как смещается акцент? Оратора украшает скромность. Хороший оратор думает не о себе, а о цели своего выступления. Поэтому, прежде чем писать текст, определите цель и подумайте, как ее достичь.
  • Изучение аудитории. Узнайте, перед кем вам предстоит выступать: как много человек будет в зале, какого они будут возраста, социального положения, достатка. Важно понимать проблемы и настроение людей. От этого зависит стиль подачи, шутки, факты, которые вы можете использовать. Представьте: нужно продать смартфон, и вы готовите речь о преимуществах новой модели. Но ваша аудитория – пенсионеры. Если студентам не нужно доказывать саму ценность смартфона, то пенсионеров еще нужно убедить, что гаджет им нужен. Если студентам не нужно объяснять про фронтальную и основную камеру, то пенсионерам это объяснить придется. Вы не сможете свободно сыпать словами «селфи», «тачскрин», «пиксели». Поэтому не пропускайте этап знакомства со слушателями.
Что если аудитория неизвестна? Придется подстраиваться на ходу. Это требует мастерства и умения отслеживать реакцию слушателей. Для начинающего оратора невыгодный расклад, но рассматривайте его как возможность «прокачать» свое мастерство.
  • План. Прежде чем вы начнете писать текст, составьте его план. Продумайте по пунктам, какую информацию и в какой последовательности будете подавать. Не путайте план с тезисами. План – это костяк, структура вашей речи. Тезисы – основные факты и идеи, которые вы должны изложить. Подготовить нужно и то, и другое. Только когда вы уже понимаете цель публичного выступления, знаете аудиторию и составили план, можно приступать к написанию речи.

Какие ошибки допускают ораторы

Вспомните школу или вуз. Отличник выходил к доске выступать с рефератом или читать доклад. Вы пытались не отвлекаться и понять, о чем речь, но уже спустя тридцать секунд сознание отключалось, и вы переставали отдавать отчет, что говорит докладчик. Знакомо? Чтобы не стать докладчиком, который погрузит аудиторию в сон, помните о слушателях. И первое, что вы должны запомнить, – ваши проблемы, ваш товар, компания или услуги их не интересуют. Их интересуют они сами и их проблемы. Чтобы заинтересовать аудиторию, нужно сразу дать понять, какую пользу они извлекут из вашей речи. Для этого используйте прием, который называется «формирование образа врага». Это означает, что вам нужно представить слушателям проблему, которая угрожает лично им. Речь не о враге в буквальном смысле этого слова, речь об угрозе, проблеме, опасности, трудности аудитории. Обозначьте «врага», а дальше говорите о том, как его одолеть. Вернемся на школьную скамью. Вы не слушали отличника не только потому, что вас не волновала тема его доклада, но и потому, что его речь была слишком абстрактной, сухой. Люди плохо запоминают абстракции, обобщения, неточности. Публичная речь должна быть конкретной и образной. Это не означает, что нужно сыпать сравнениями и метафорами; вы должны рисовать слушателям картину, которую они могут представить воочию. Вычищайте из текста обобщения и неточности. Не говорите «люди», если можете сказать «я». Не говорите «товар», если можете сказать «зубная паста», «небьющиеся чашки», «смартфоны». Иногда невозможно вычистить все обобщения из-за специфики темы. Используйте визуальное подкрепление: таблицы, диаграммы, слайды – все, что поможет аудитории овеществить, представить тему наглядно. И тут вас подстерегают три ошибки:
  • Перегруз фактами. Соблюдайте баланс известного и неизвестного в тексте. Если новой информации или важных фактов будет слишком много, слушатели не уследят за ходом мысли. Не пытайтесь втиснуть в речь все известные вам факты. Пускай на один абзац текста приходится один новый факт.
  • Жаргон. Классическая ошибка людей, погруженных в тему: они думают, что весь мир с ними на одной волне. Но слушатели могут не так хорошо ориентироваться в теме (вот поэтому и нужно заранее изучить аудиторию), профессиональный жаргон или узкие термины будут им непонятны. Старайтесь не сыпать большим количеством терминов, их тяжело воспринимают даже специалисты.
  • Готовые ответы. Если вы обрисовали проблему и тут же предложили путь ее решения, это неплохо. Но готовые ответы никогда не производят такого сильного впечатления, как выводы, к которым человек пришел сам. Пускай даже его к этим выводам привели за ручку. Умение убеждать – это умение ставить правильные вопросы. Постройте свою речь так, чтобы слушатель сам пришел к нужным вам выводам.
Публичное выступление – это общение, диалог. Обращайтесь к аудитории, ставьте ей вопросы, отслеживайте реакцию слушателей. Как только ваше выступление превратится в монолог, публика потеряет интерес и уткнется в смартфоны.

День второй: чтение текста вслух

Итак, первый этап подготовки позади – у вас на руках написанный текст. Вы им довольны: он структурированный, насыщенный полезными фактами, образный и убедительный. На второй день ваша задача – заново перечитать шедевр и переписать его. Но прежде чем вы приступите к переписыванию, прочтите свою речь вслух прямо с листа. Лучше, если вы будете читать не самому себе, а найдете слушателя, чтобы опробовать заготовленный текст. Это может быть друг или жена, мама или тетя из Ростова – кто угодно, кто согласится послушать ваше выступление. На второй день подготовки обнаружите интересную вещь: ваша блестящая речь хороша только на бумаге. Читать ее трудно, слушать тоже. Потому что письменная речь отличается от устной. Мы не разговариваем длинными предложениями, не сыплем деепричастными и причастными оборотами. Но как только садимся писать, превращаемся во Льва Толстого или Федора Достоевского. Из-под пальцев сами собой выскальзывают длинные предложения, а еще казенная лексика вроде «спешу довести до вашего сведения» и прочие официальные, канцелярские обороты. Задача второго этапа подготовки – прочесть речь вслух и переписать все, что с трудом читается и воспринимается. Разбивайте длинные предложения на короткие, удаляйте лишнюю информацию, избавляйтесь от официального тона. Публичная речь должна звучать так, будто вы рассказываете о теме друзьям. Все обороты, которые заставляют вспомнить заседание ЦК КПСС, должны быть безжалостно вычеркнуты. Берите пример с тележурналистов. Послушайте закадровый текст к любимым передачам или включите новости: никаких сложных предложений, простой и понятный язык.

День третий: заучивание публичной речи

На третий день подготовки вы должны запомнить собственную речь. Плохие ораторы зубрят текст наизусть. Хорошие ораторы запоминают его смысловыми блоками. Помните, мы составляли тезисы? На этом этапе они вам пригодятся. Если не составили их раньше, сделайте это сейчас. Тезисы – единственное, что нужно выучить наизусть. Все остальное вам нужно запомнить и пересказать. Когда вы подниметесь на сцену или выйдете за кафедру, не читайте текст с листа. Так вы закрываетесь от аудитории, не видите слушателей. Общения не будет, контакта не будет, и люди в зале заскучают. А чтобы прочесть речь не с бумажки, нужно ее запомнить. Прочтите текст несколько раз, запомните последовательность изложения и основные тезисы, а все остальное пересказывайте. Не старайтесь воспроизвести текст дословно. Хорошая речь звучит естественно, как экспромт. Используйте отвлекающие факторы для лучшей подготовки. Можете подбрасывать во время пересказа речи мячик. Он будет мешать сосредоточиться, подглядывать в текст будет сложно. С первого раза произнести речь, как задумано, не получится. Зато после того, как вы отрепетируете ее с мячиком, на сцене речь слетит с вашего языка, словно настоящий экспромт. Если вы можете говорить, подбрасывая одной или двумя руками мяч, вы блестяще владеете темой.

День четвертый: проработка речи

Вы почти готовы. Отдохните, выспитесь, отвлекитесь на другие дела. И накануне лекции или презентации прорепетируйте речь еще раз: перед зеркалом или перед друзьями. Это генеральная репетиция. Следите за громкостью и тембром голоса, осанкой и жестами. Представьте, что стоите на сцене, и «сыграйте» выступление. Лучше делать это перед слушателями, чтобы получить живой отклик. Помните, что значение имеет не только то, что вы говорите, но и то, как вы это делаете. Даже если лоб покрылся испариной от волнения, выглядеть надо спокойно, уверенно и естественно. Люди, которые волнуются, часто говорят слишком быстро, запинаются или стараются сгладить волнение смехом, юмором. Если вы чувствуете страх перед публичным выступлением, сознательно замедляйте свою речь, не позволяйте голосу повышаться. В то же время ваш голос не должен быть монотонным. Просите друзей и родных послушать речь. Это поможет не только лучше подготовиться, но и побороть страх сцены.

День пятый: выступление

Вы готовы: проработали речь, запомнили ее и отрепетировали. Вот-вот подниметесь на сцену или выйдете за кафедру, и вам страшно, мысли путаются. Это нормально. Даже опытные ораторы чувствуют волнение перед публичными выступлениями. Не паникуйте. Вместо этого еще раз просмотрите речь, освежите в памяти тезисы и обязательно разомнитесь. Сделайте перед выходом на сцену артикуляционную гимнастику, речевые упражнения и физическую разминку. Зарядка в этот день не повредит. На звучание вашего голоса влияет все, включая позу, в которой стоите. Сделайте небольшую зарядку и артикуляционную гимнастику, и голос зазвучит мягче, приятнее и увереннее. Приходите в мою школу ораторского мастерства, и я научу вас выступать перед любой аудиторией. Чтобы стать хорошим оратором, нужно практиковаться, и занятия дают такую практику. Я провожу индивидуальные и групповые уроки, делюсь личным опытом и проверенными ораторскими приемами. Среди моих учеников – успешные политики, бизнесмены, звезды шоу-бизнеса. Мы не только изучаем правила подготовки публичного выступления, но и тут же используем их. Ведь умение убеждать – ключ к личному и карьерному успеху.