Хорошо подготовленный, интересный рассказ способен воздействовать на аудиторию лучше, чем сухие, пусть и очень важные факты. Представьте двух девушек. Одна скупо заявляет, что сбросила 20 кг. Другая рассказывает историю своего похудения со всеми проблемами «до», достижениями «после» и подкрепляет факты фотографиями. Кого будут слушать с большим интересом? И чье выступление наверняка будут помнить и обсуждать?

Что такое сторителлинг

Слово «сторителлинг» пришло к нам из английского языка, где «storytelling» переводится как «рассказ историй». Понятие характеризует передачу моделей действия, идей и ценностей в завуалированной форме. Данная техника является своего рода манипуляцией, поэтому активно используется в деловой среде. При ее применении затрагивается не только ум слушателей, но и эмоции, которые куда лучше побуждают к действию.

Структура сторителлинга классического типа представляет собой упрощенную схему традиционного художественного фильма или книги. В ней присутствуют: завязка, развитие, кульминация, развязка. Главная задача — захватить внимание с первых секунд повествования и удерживать его до самого конца. Главный герой истории должен симпатизировать зрителю, ведь только в этом случае он будет действительно переживать и с нетерпением ждать финала. В результате можно добиться:

  • мотивации к достижению целей, дальнейшему росту и саморазвитию;

  • побуждения к деятельности, которая не входит в рамки должностных обязанностей;

  • легкой усвояемости информации;

  • повышения эффективности обучения или работы персонала;

  • снижения числа спорных ситуаций в коллективе.

Рассказчик дает понять, что его рекомендации и советы уже проверены на практике и приносят должный результат. Главное, не переусердствовать с вымышленными деталями, не злоупотреблять иронией и быть по-настоящему интересным. Используя принцип «storytelling», важно сделать так, чтобы человек сам пришел к правильным выводам.

Основы сторителлинга

Люди имеют разные вкусы и интересы, а значит одна и та же история не может воздействовать на всех одинаково. Составляя структуру будущей речи, необходимо определить, какой тип повествования придется по душе аудитории. Ведь кто-то больше ценит юмор, а другого по-настоящему цепляют лишь драмы. К тому же мужской аудитории вряд ли будут интересны новые веяния моды или секреты использования консилера, но такие темы точно будут близки компании бизнес-леди.

Начинать всегда следует с интригующей зацепки. У читателя или слушателя первое мнение формируется в течение нескольких секунд, и от того, чем они будут заполнены, зависит дальнейшее развитие событий. Важно сохранять интригу до конца, дополнительно подогревая интерес публики. Соответственно, нельзя раскрывать все карты сразу, иначе сказанное после примется как совершенно бесполезная информация. Для легкости восприятия в сторителлинге приветствуется визуализация сказанного. Так история становится более понятной и запоминающейся.

Виды сторителлинга

Различают несколько разновидностей методов влияния на аудиторию, которая может состоять из одного слушателя или миллионов:

  • социальный — техника строится на общих направлениях работы, хобби, интересах, а информация выдается в виде сплетен и слухов;

  • культурный — ключевыми факторами здесь выступают вера, нравственность, мораль;

  • необъяснимый — характеризует информацию, которая волнует и вызывает определенные эмоции, но не имеет доказательств;

  • семейный — касается нынешних родственных связей и предков.

В зависимости от того, где используется сторителлинг, также выделяют маркетинговый, коммерческий и цифровой типы. В области маркетинга главная задача метода — повысить интерес к товару и побудить человека к его приобретению. История должна быть поучительной, хорошо запоминающейся, с открытым финалом. Так потенциальный клиент имеет возможность оценить преимущества покупки до ее совершения. И в случае успеха история продолжает свое развитие.

Цель рассказа историй в коммерции — заставить сотрудников работать еще продуктивнее, мирно урегулировать разногласия в коллективе, перевести деловые переговоры в нужное русло. Пример из личного опыта на деле может оказаться в разы эффективнее статистических данных. Компромиссы в сфере бизнеса чаще зависят не от сухих фактов, а от способности переубеждения.

Цифровой подразумевает подкрепление текста графической и акустической составляющими. Музыка, фотографии, видеозаписи — здесь все приходится к месту. Главное, соблюдать меру, иначе чрезмерное количество картинок рассеет внимание зрителя.

10 мощных техник сторителлинга

Умение убеждать людей, менять их точку зрения, воздействовать на настроение — это настоящее искусство. Ему может обучиться каждый, но не стоит рассчитывать на стремительный успех. Только упорный труд и регулярная практика помогут освоить эффективный метод. Используйте следующие техники сторителлинга:

  1. Говорите мало о многом — стройте структуру речи так, чтобы она была информативной, но краткой, продолжительностью не более 20 минут.

  2. Выберете яркого и запоминающегося главного героя — недопустимо использовать безликий образ, который сведет все усилия на нет.

  3. Не рассказывайте итог истории в начале — чем более непредсказуемым будет финал, тем лучше.

  4. Будьте интересным рассказчиком — текст не должен звучать монотонно и уныло.

  5. Устраните навязчивость — чрезмерный напор стоит заменить на мягкое воздействие, в противном случае слушатель начнет сопротивляться оказываемому давлению.

  6. Вызывайте эмоции — смех, грусть, восторг, жалость или злость, главное не оставлять зрителя равнодушным и безучастным.

  7. Выбирайте тему, близкую аудитории — говорите о машинах с автолюбителями и о духовых инструментах с музыкантами, но только не наоборот.

  8. Используйте сравнения, намеки, метафоры для обогащения истории, но не теряйте нити повествования.

  9. Написанный текст дополняйте иллюстрациями, что поможет быстрее и вернее донести желаемую мысль.

  10. Не ставьте себя выше слушателей — создание невидимого барьера неминуемо приведет к негативной реакции.

Правила очень простые, но эффективные. Их соблюдение существенно повысит шансы на успешное развитие и завершение запланированного мероприятия.

Книги по сторителлингу, которые стоит прочитать

Способность воздействовать на аудиторию — это не дар, а результат усиленной работы над собой. Чтобы научиться рассказывать не просто интересные, а работающие в нужном русле истории, необходимо читать как можно больше художественной и научной литературы. Очень полезны и тематические книги, авторы которых делятся секретами успешного “storytelling”:

  • Аннет Симмонс «Сторителлинг. Как использовать силу историй?» — несложная по структуре книга, предназначенная, прежде всего, для предпринимателей и бизнесменов;

  • Кирилл Гопиус «Сила Убеждения. 101 совет по сторителлингу» — автор описывает способы воздействия на слушателя, которые работают лучше, чем сухие доводы и приказы;

  • Пол Смит «Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй» — в книге представлены более 100 историй, каждую из которых возможно использовать в качестве образца в реальной жизни;

  • Дэвид Хатченс «9 техник сторителлинга» — идеально подойдет для тех, кто хочет занять лидирующую позицию в коллективе и обществе в целом;

  • Сергей Гузенков «Сторителлинг. Пособие для чайников» — большая часть книги уделена практической части, где описано много заданий для самостоятельной работы;

  • Наталья О’Шей, Наталия Лапкина «Сказки, рассказанные в октябре» — 7 легенд, описанных в книге, отлично подходят в качестве сюжетной линии для речи.

Хороший рассказчик — грамотный, начитанный, позитивный человек, способный расположить к себе любую публику. Нужно всегда действовать по плану, но при этом уметь импровизировать. Иначе внезапный вопрос или замечание из зала могут стать причиной провала. Учитесь, совершенствуйтесь и никогда не останавливайтесь на достигнутом.