ХОТИТЕ ПРОЙТИ ОНЛАЙН КУРСЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА?

Первое правило для зрителей на лекции: если вдруг случайно заснул в аудитории, не храпи, потому что можешь разбудить лектора. Ситуация, в которой обе стороны отлично выспались, хороша для здоровья, но плоха для обмена информацией. К счастью, у оратора есть все способы удержать от засыпания не только себя, но и присутствующих. Это утверждение мы будем иллюстрировать примерами, которые действительно работают.

Вступление к выступлению

Встречают по одежке… и с этим ничего не поделать; первые минуты доклада или презентации определяют, будет ли вас слушать аудитория. Существует много подходов, которые помогут с первой же минуты увлечь публику; многие из них работают только на мотивированных зрителях, пришедших за информацией. Есть и 100-процентные рычаги, которые помогут подключить не слишком заинтересованных людей, случайно попавших не в то место не в то время, но мы акцентируем внимание на первой категории, когда присутствующие проявляют интерес к предмету разговора.

Что можно предложить в первые минуты:

  • рассказ о себе хорошо работает на незнакомых людях, которые вас не знают или знают плохо;
  • приемы-однодневки, которые можно использовать только один раз в течение всего цикла семинаров;
  • приемы из цикла «Продолжение следует», которые зритель будет ждать на следующей лекции;
  • анонс полезных фишек, которые будут в выступлении; это заставит присутствующих слушать вас, не отрываясь.

Даже если вы; знаменитость, начните с рассказа о себе, сообщите то, что неизвестно людям. Если вы профессионал в какой-либо сфере, вспомните или придумайте, как решили стать тем, кем вы есть.

Пример:

«Однажды я шел с мамой в любимое кафе. Был яркий, солнечный день. Впереди нас ждал молочный коктейль и мой любимый торт «Наполеон». Вдруг мы ощутили ужасный запах; это прорвало канализацию и прямо перед порогом бил угрожающего вида фонтан… Естественно, никакого «Наполеона» я не получил, потому что на дверях висела табличка «Закрыто». В тот момент я решил приложить все силы, чтобы во всем мире трубы не прорывали и не портили детям выходной; нигде и никогда. К сожалению, весь мир перевернуть не удалось, но сейчас я занимаюсь монтажом канализации и других инженерных систем».

Приемы работы с аудиторией на старте

Рассказ о себе; не единственный способ привлечь внимание. Если вы постоянно работаете с людьми, например, ведете семинары или курсы, позаботьтесь о разнообразии. Можно разработать комплекс приемов и время от времени применять их на старте каждой лекции.

Пример: Входя в аудиторию, споткнитесь и, удержавшись, скажите вслух: «Так, Петрова, выйди и снова войди, как положено!» Второе ваше появление встретят овацией. Только не споткнитесь снова.

Не забудьте о фишках, которые сделают каждое занятие, доклад или семинар интересным для публики. Для серии лекций будет уместно использование предмета-акцента.

Пример: на первое занятие придите с книгой и скажите: «Сегодня у меня в руках роман Александра Дюма «Три мушкетера». Я прочту вам отрывок [прочитайте отрывок о том, как Атосу настолько понравилось вино, что он заказал 60 бутылок, тем самым облегчив свой кошелек]. А сейчас мы поговорим о том, как делать такое вино»… На каждую следующую лекцию приходите с новой книгой и новой историей ; и зрители будут с нетерпением ждать вашего выступления. Иногда открывайте книгу не в начале, а в середине или в конце занятия.

Если у вас один-единственный шанс пообщаться с людьми, создайте многосерийную фишку.

Пример: изготовьте несколько плакатов, привлекающих внимание, и периодически отвлекайтесь от своего рассказа, чтобы показать эти домашние заготовки. Даже в серьезных докладах можно использовать следующие приемы:

  • «Здравствуйте!!!» ; вместо слов покажите аудитории эту надпись;
  • «Молодец, хорошо сказал!»;
  • «Пример» ; перед тем, как привести пример;
  • «Вопрос» ; перед тем, как задать слушателям вопрос;
  • «Проблема» ; сообщите, какую проблему вы решаете или помогаете решать;
  • «Бурные аплодисменты!»;
  • «The End».

Для удержания внимания уже на старте лекции пообещайте привести работающие примеры (как мы сделали это в последнем предложении введения), а в конце анонсируйте полезные фишки. Это удержит слушателей в ритме вашего доклада. Кстати, в конце статьи вас ждут полезные фишки.

Визуализация и удержание внимания

Важно не только увлечь слушателей, но и удерживать их в ритме своего доклада. Мы уже рассказали о некоторых акцентах, которые можно расставить при работе с людьми. Но главное правило работы с публикой: «Если есть, что показать ; покажите»:

  • презентацию;
  • разнообразные вещи, которые вы делаете или продвигаете;
  • дипломы, награды за профессиональные достижения, сертификаты;
  • образец документа, который получат слушатели ваших курсов;
  • каталоги.

Конечно, для большинства докладчиков на первом месте стоит презентация; сейчас практически все залы оснащены стационарными или переносными проекторами. При составлении презентации нужно учесть следующие моменты:

  • 1 тезис; 1 слайд;
  • информация должна быть видна; никакого мелкого шрифта или крошечных картинок;
  • информация должна быть воспринимаема; минимум громоздких таблиц и сложных для понимания графиков;
  • используйте видео, анимацию, другие средства привлечения внимания;
  • не перегружайте слайд; один или два простых графика удержат публику, а с тремя уже будет сложно разобраться;
  • текст + иллюстрация; добавляйте тематические картинки, которые дадут представление о том, что вы хотели сказать своим списком;
  • выводы; обязательно сделайте слайд с выводами (не нужно читать их с экрана; как правило, в аудитории люди обучены грамоте и могут самостоятельно это сделать);

Пример: «Спасибо за внимание!» ; отличный слайд, но совершенно неинформативный. Если хотите сделать реверанс в адрес зрителей, добавьте на этот слайд полезную информацию, например, дату и анонс следующего семинара, направления будущих исследований, возможности вашего продукта, скидки или просто забавную картинку.

Ни в коем случае не читайте со слайда; это вызовет сомнения в вашей экспертности и вообще приведет людей в уныние. Рассказывайте и ссылайтесь на то, что написано в презентации; такой жест создаст впечатление, что ваши слова подтверждаются написанным. Пусть этот тезис был написан вами же, но аудитория воспримет это иначе: как еще один источник информации, доказывающий правоту ваших слов.

Иногда читать со слайда все же можно, но нужно тонко чувствовать, когда следует обойти этот запрет, а иногда и сообщить, почему вы делаете такой ход.

Пример: перед тем как прочесть какой-то броский тезис, обратитесь к зрителям: «Вы знаете, позавчера на совещании начальник отдела инноваций сказал отличную вещь: с вашего позволения я прочту эту мысль, потому что лучше не сформулируешь».

Полезные фишки для привлечения внимания

Следите за руками!; существуют жестовые способы управления зрителями, которые должен знать оратор. Как сложить руки, чтобы вызвать доверие, как жестикулировать. Ни в коем случае не забывайте о руках; они могут делать то, о чем вы не знаете, например, в самый ответственный момент ковырнуть в носу… ужас! Если не уверены, возьмите ручку, указку, образец своей продукции, микрофон, книгу, просто небольшую бутылку с водой, которая всегда присутствует на столе.

Работайте с аудиторией! Рассказывая, обращайтесь к сидящим в зале; старайтесь, чтобы это обращение выглядело максимально естественно. Один или два раза ненадолго войдите в зал, чтобы люди почувствовали ваше внимание и приняли за своего.

Задавайте вопросы! Инициируйте обсуждение, попросите совета у присутствующих, обратитесь не ко всем зрителям, а к конкретному слушателю (можно даже к знакомому авторитетному специалисту). Устройте голосование, чтобы выявить мнение слушателей о той или иной ситуации.

Шутите с серьезным лицом! Однако не стоит начинать знакомство с юмора, если ваша профессия не юморист. Увлеките присутствующих серьезными вещами, а уже затем разбавляйте доклад шутками.

Оставьте время на вопросы! В самом начале проконсультируйтесь с присутствующими, как вам строить доклад; все время рассказывать или оставить 5–7 минут для общения. Большинство выскажется за последний вариант. Чтобы активизировать людей, в конце можно организовать небольшую провокацию, высказав противоречивое суждение.