КУРСЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Во время выступления оратора слушатели могут получать информацию несколькими путями. Первое – это вербальное сообщение, которое передается словами, второе – невербальное или метасообщение, имеющее наибольшее значение. В последнем случае передача информации проходит посредством мимики, жестов, голоса и прочими способами. Профессиональный оратор одним лишь своим телом способен транслировать в аудиторию огромное количество информации.
Как пример типичного метасообщения можно привести организованную деловую встречу, где обсуждаются важные вопросы. В процессе выступления докладчик может оперировать различными терминами, понятиями и доводами о рассматриваемом продукте, но если его позы и движения будут выдавать в нем неуверенность и скованность, слушатели могут легко заметить подвох и усомниться в его словах, хотя само по себе текстовое сообщение было неплохим и несло полезную информацию.
Важность метасообщений в ораторском искусстве невозможно переоценить. Именно поэтому в процессе организации презентации или выступления необходимо значительную часть времени отвести не только подготовке устного содержания, но и невербальной коммуникации.
Успех выступления зависит от трех важных составляющих:
Причем соотношение трех этих компонентов строится по формуле 55-38-7, где последнее отведено текстовому наполнению. Это, конечно, не говорит, что сам текст не играет особой роли в общении с аудиторией, просто не нужно забывать о том, как и каким образом он доносится до слушателей.
Метасообщение, как уже было сказано, необходимо, чтобы лучше донести до зрителей свою мысль. Согласно статистике, больше половины информации об ораторе и предмете его речей слушатели получают невербальным путем. Причем обычные люди воспринимают его неосознанно, даже не догадываясь о существовании такого понятия. И только специалисты, занимающиеся подобной практикой, могут различать его осознанно.
Что особенно интересно, в некоторых ситуациях метасообщение способно говорить даже больше, чем это нужно. Когда человек молчит, жесты (неважно, произвольны они или непроизвольны) могут выдать его настоящие мысли и намерения. Поэтому стоит тренировать навыки в передаче невербальных сообщений, чтобы они не противоречили содержанию текстового наполнения выступления.
Из всего вышесказанного можно сделать один очень важный вывод – в процессе взаимодействия с аудиторией необходимо выглядеть конгруэнтно, другими словами, оратор должен обеспечить соответствие своего внутреннего настроя с внешними проявлениями.
Все невербальные сообщения, используемые при общении с аудиторией, делятся на три вида:
Гармонично используя все эти три типа метасообщений, оратор может едва ли не управлять аудиторией, добиваясь от нее положительного отклика.
В основе любых метасообщений лежит несколько компонентов. Среди них:
Жесты имеют огромное значение при передаче невербальных сообщений. Но перебарщивать с ними не стоит, так же как не стоит использовать жесты-паразиты, которые могут выдать неуверенность говорящего – потирание затылка, носа, постоянное поправление очков и многое другое. Если подобные привычки имеются, от них следует избавляться немедленно. Хороший совет – обязательно жестикулировать обеими руками и следить за тем, чтобы жесты были законченными.
Другой важный момент – голос. Достаточно часто во время выступлений неопытные ораторы ускоряют свою речь, психологически боясь, что публика их не дослушает. Из-за этого они начинают тараторить, большая часть слов становится непонятной, из-за чего у слушателей складывается мнение о рассматриваемом в ходе беседы объекте прямо противоположное тому, которое хотел донести до них говорящий.
Что еще касается голоса, то многие при общении с аудиторией впадают в две крайности – либо чересчур завышают свой голос, пытаясь таким образом привлечь внимание, либо, наоборот, непроизвольно занижают его, что выдает в них слабых людей со слабой позицией. Иногда правильней сказать меньше слов и сделать больше упор на метасообщение, чтобы склонить оппонентов на свою сторону.
Следующий по списку компонент невербальной коммуникации – контакт глаз. Обязательно при взаимодействии с аудиторией должен быть установлен зрительный контакт. Без него практически невозможно выстроить адекватное общение с публикой. Но устанавливать его нужно правильно, например, во время выступления перед большой аудиторией необходимо разбить ее на сектора и с каждым из секторов устанавливать пусть и не продолжительный, но прямой зрительный контакт. Тогда можно гарантировать, что публика не посчитает себя забытой и не заснет во время выступления.
Теперь немного о мимике. К сожалению, не так часто можно встретить людей, которые способны одним лишь выражением лица обсудить любую тема, будь это хоть строение Вселенной или житейские проблемы. Напротив, чаще всего случается так, что человек при общении не следит за своей мимикой. В ходе беседы выражение его лица может не соответствовать тому, о чем он говорит, что, в конце концов, становится причиной сильного контраста и вызывает дискомфорт у слушателей.
И последнее – позы и передвижения. Походка способна рассказать о человеке многое, так же как и позы. Именно от того, какая поза выбрана в процессе общения с публикой, будет зависеть восприятие оратора публикой. Об этом не стоит забывать, когда планируется важные переговоры или выступления.
Чтобы научиться считывать метасообщения, можно выполнить одно полезное упражнение. Для этого достаточно понаблюдать за незнакомым человеком или еще лучше за лектором, говорящим на иностранном языке. В процессе того, как оратор будет вести беседу, нужно постоянно задавать себе вопрос: «Что этот человек думает о предмете своих речей?». Другими словами, важно это или нет, интересно или неинтересно.
По мере того как угадывать станет все легче и легче, можно приступать к анализу невербальных сообщений более близких людей. В конечном счете, научившись считывать метасообщения, распознавать правду и ложь окажется куда быстрее и легче, потому что человек начинает видеть гораздо больше того, что заложено в простых словах.
Другое, не менее полезное упражнение – разговор с самим собой. Единственное, что понадобится для занятий – зеркало. Нужно встать перед ним, выбрать какую-то определенную фразу и произнести ее так, словно это говорит другой человек – сердитый, скромный, мужественный и так далее. В процессе нужно подключать все компоненты невербальных сообщений: жесты, мимику, интонацию, позы. И обязательно следить за тем, как меняется значение сказанного.
Как говорить «нет»
Как научиться говорить «нет» без угрызений сове...Как научиться ораторскому искусству — Шко...
Как самостоятельно научиться ораторскому мастер...Развитие речевого дыхания
Наша речь – озвученный выдох. Чтобы голос...Как настроиться на публичное выступление?
Публичное выступление для многих людей — серьез...Как перестать зависеть от чужого мнения
Желая получить похвалу, мы часто оказываемся в ...Великие ораторы мира
История красноречия начинается в Древней Греции...Как выигрывать в спорах
Участие в спорах и дискуссиях – неотъемлемая ча...Политическая риторика и ораторское искусство
Публичное выступление, наделенное способностью ...Увидеть больше статей
Получайте статьи и видео уроки от Антона на почту
Нажимая на кнопку, я принимаю условия Политики конфиденциальности