Правила и основные принципы этики делового общения
Грамотно выстроить отношения важно не только внутри одного рабочего коллектива, но и с внешним миром. Этика и психология делового общения, прежде всего, базируется на практической цели. У сотрудников не должны возникать трудности с пониманием начальства и друг друга. Если коллектив работает эффективно, производительность будет поддерживаться на должном уровне. Недопонимания влекут за собой проблемы в рабочем процессе, а следом и финансовые потери, поэтому недопустимо пренебрегать этическими нормами и правилами поведения. Психологией делового общения также предусмотрено построение рабочего процесса с четким разделением труда и отдыха. Сотрудник должен комфортно чувствовать себя на работе, иначе у него не будет стремления выполнять задания, в соответствии с требованиями. Коллектив, в котором культура делового общения стоит на первом месте, отличает уважение работников к руководству и наоборот. Благодаря взаимопониманию, в такой команде знают, как выходить из конфликтных ситуаций, и умеют быстро принимать правильные решения.Виды и формы делового общения
Есть 3 основных вида делового общения:- сверху вниз;
- снизу вверх;
- по горизонтали.
Общение «начальник-подчинённый»
Если руководитель хочет, чтобы в коллективе придерживались принципов этики делового общения, он должен самостоятельно демонстрировать как это работает. От самодисциплины начальства зависит мотивация сотрудников и их желание улучшить производительность компании. Для управления рабочего процесса руководители применяют несколько форм делового общения:- просьбы;
- приказы;
- запросы;
- вызовы.
- нужно быть справедливым — награждать и наказывать соответственно заслугам;
- нельзя оставлять ошибки подчиненных без внимания;
- необходимо демонстрировать коллективу, насколько ценен каждый сотрудник.
Общение «подчинённый-начальник»
Хороший сотрудник заинтересован в поддержке здорового климата в коллективе, поэтому не будет пренебрегать правилами культуры делового общения. Основные принципы:- недопустимо указывать начальству, что и как делать;
- высказывать предложения в корректной форме требуется как при прямом, так и при косвенном контакте;
- если подчиненный не согласен с руководителем, необязательно всегда с ним соглашаться, но и быть категоричным нельзя;
- особенно ценятся те сотрудники, которые демонстрируют уважение и при этом проявляют сильный характер.
Общение «сотрудник-сотрудник»
Основу отношений сотрудников любой компании определяют их права и обязанности. Каждый должен заниматься своим делом, не провоцируя конфликтные ситуации. При любых формах делового общения запрещено переходить на личности. Даже если человек неприятен или результат его работы оставляет желать лучшего, уважение — превыше всего. В коллективах часто наблюдается соперничество между людьми, например, одинаково претендующими на повышение. Человек знает особенности культуры общения, если не мешает работе другого и усердно трудится. Тем же, кто позволяет себе некорректно высказываться в адрес соперника и всячески препятствует его успеху, явно не знает, какими бывают виды делового общения.Культура делового общения
В любом коллективе обязаны соблюдаться правила деловой этики. Без этого невозможно выстроить доверительные отношения. Неважно, сколько человек состоит в штате и чем конкретно занимается компания, следующие особенности психологии общения применимы ко всем:- во время презентаций, конференций или консультаций недопустимо перебивать коллег и делать им замечания;
- не нужно брать на себя больше работы, чем возможно выполнить;
- используя любые формы делового общения, важно слушать и слышать собеседников;
- единственное приемлемое прикосновение к собеседнику — рукопожатие.