ХОТИТЕ ПРОЙТИ ОНЛАЙН КУРСЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА?
В любом коллективе очень важно поддерживать здоровый социально-психологический климат. Это невозможно сделать без соблюдения правил этики делового общения. Отношения, построенные на взаимном уважении, создают комфортную рабочую атмосферу. Психология делового общения позволяет начальникам и подчиненным, работникам и клиентам, а также сотрудникам найти общий язык друг с другом. В иной ситуации переговоры рискуют превратиться в хаотический обмен информацией.  

Правила и основные принципы этики делового общения

Грамотно выстроить отношения важно не только внутри одного рабочего коллектива, но и с внешним миром. Этика и психология делового общения, прежде всего, базируется на практической цели. У сотрудников не должны возникать трудности с пониманием начальства и друг друга. Если коллектив работает эффективно, производительность будет поддерживаться на должном уровне. Недопонимания влекут за собой проблемы в рабочем процессе, а следом и финансовые потери, поэтому недопустимо пренебрегать этическими нормами и правилами поведения. Психологией делового общения также предусмотрено построение рабочего процесса с четким разделением труда и отдыха. Сотрудник должен комфортно чувствовать себя на работе, иначе у него не будет стремления выполнять задания, в соответствии с требованиями. Коллектив, в котором культура делового общения стоит на первом месте, отличает уважение работников к руководству и наоборот. Благодаря взаимопониманию, в такой команде знают, как выходить из конфликтных ситуаций, и умеют быстро принимать правильные решения.  

Виды и формы делового общения

Есть 3 основных вида делового общения:
  • сверху вниз;
  • снизу вверх;
  • по горизонтали.
Перечисленные виды объединяет один и тот же принцип — взаимоуважение. Неважно какую роль сотрудник выполняет в компании, если к нему будут относиться пренебрежительно и по-хамски, он не сможет и не будет выполнять работу со стопроцентной отдачей. Различают еще такие виды делового общения, как прямой и косвенный контакт. Первый предполагает беседу с глазу на глаз, второй — по электронной почте, обычным письмом и пр. Правила этики касаются всех видов коммуникаций: беседы, переписки, презентации, собрания, конференции, консультации, собеседования. Успех, как в бизнесе, так и в личной сфере, напрямую зависит от навыков, которые используют партнеры в ведении переговоров. В конечном счете нужно уметь грамотно излагать собственные мысли, а также адекватно относиться к доводам собеседника.

Общение «начальник-подчинённый»

Если руководитель хочет, чтобы в коллективе придерживались принципов этики делового общения, он должен самостоятельно демонстрировать как это работает. От самодисциплины начальства зависит мотивация сотрудников и их желание улучшить производительность компании. Для управления рабочего процесса руководители применяют несколько форм делового общения:
  • просьбы;
  • приказы;
  • запросы;
  • вызовы.
Идеальный начальник тот, кто не отдает строгих приказов. Такая форма сообщения применима к недобросовестным сотрудникам, которые пренебрегают своими обязанностями. И если ситуация вынуждает приходить к подобным мерам, стоит задуматься, нужны ли такие люди в коллективе?  Этикой и психологией делового общения больше приветствуются просьбы. Ее можно преподнести таким образом, что по результативности она будет подобна приказу, но при этом подчиненный отметит доброжелательное отношение и воспримет просьбу с энтузиазмом.   Особенности делового общения также зависят от компетентности и активности сотрудников. К тем, кто не обделен подобными качествами, применимы вопросы и вызовы. Недобросовестный работник рассмотрит в них неосведомленность начальства, а ответственный человек примет это действие, как знак доверия. Что еще должен знать начальник о культуре делового общения:
  • нужно быть справедливым — награждать и наказывать соответственно заслугам;
  • нельзя оставлять ошибки подчиненных без внимания;
  • необходимо демонстрировать коллективу, насколько ценен каждый сотрудник.
Психология ведения переговоров требует следить за тоном, с которым руководство общается с людьми. Ведь одно и то же предложение можно произнести с разной интонацией, но в первом случае оно воспримется как приказ, а во втором — как просьба.

Общение «подчинённый-начальник»

Хороший сотрудник заинтересован в поддержке здорового климата в коллективе, поэтому не будет пренебрегать правилами культуры делового общения. Основные принципы:
  • недопустимо указывать начальству, что и как делать;
  • высказывать предложения в корректной форме требуется как при прямом, так и при косвенном контакте;
  • если подчиненный не согласен с руководителем, необязательно всегда с ним соглашаться, но и быть категоричным нельзя;
  • особенно ценятся те сотрудники, которые демонстрируют уважение и при этом проявляют сильный характер.
Этика делового общения запрещает обращаться к высшему руководству, минуя непосредственного начальника. Это явное выражение непочтительного отношения. Использовать в работе ложь также крайне опрометчиво. С точки зрения психологии, лгать — удел слабого человека.  

Общение «сотрудник-сотрудник»

Основу отношений сотрудников любой компании определяют их права и обязанности. Каждый должен заниматься своим делом, не провоцируя конфликтные ситуации. При любых формах делового общения запрещено переходить на личности. Даже если человек неприятен или результат его работы оставляет желать лучшего, уважение — превыше всего. В коллективах часто наблюдается соперничество между людьми, например, одинаково претендующими на повышение. Человек знает особенности культуры общения, если не мешает работе другого и усердно трудится. Тем же, кто позволяет себе некорректно высказываться в адрес соперника и всячески препятствует его успеху, явно не знает, какими бывают виды делового общения.

Культура делового общения

В любом коллективе обязаны соблюдаться правила деловой этики. Без этого невозможно выстроить доверительные отношения. Неважно, сколько человек состоит в штате и чем конкретно занимается компания, следующие особенности психологии общения применимы ко всем:
  • во время презентаций, конференций или консультаций недопустимо перебивать коллег и делать им замечания;
  • не нужно брать на себя больше работы, чем возможно выполнить;
  • используя любые формы делового общения, важно слушать и слышать собеседников;
  • единственное приемлемое прикосновение к собеседнику — рукопожатие.
Во время приветствия необходимо использовать улыбку, теплые слова, знаки уважения. Комплименты и проявление заинтересованности никогда не лишние, но их не должно быть чрезмерно много. Следует тщательно выбирать предмет беседы, и не задавать личных вопросов, если с собеседником еще не выстроены доверительные отношения. Благодаря соблюдению принципов культуры делового общения, сотрудники приходят на работу с удовольствием, а руководство получает желаемый результат.