Три худшие реакции на обидные слова: не делайте так!
Худший сценарий развития событий, который только можно представить, – грубость в ответ. Вспыльчивые и уверенные в себе люди часто допускают эту ошибку. Когда им бросают в лицо очевидно нелепое оскорбление, они действуют согласно поговорке, которая гласит, что лучшая защита – это нападение. Почему этот вариант неприемлем? Во-первых, вы стремительно теряете симпатию аудитории, даже если она только что была на вашей стороне. Во-вторых, вы показываете, что грубость задела вас за живое, а для стороннего наблюдателя это может выглядеть так, будто оскорбление не такое уж и беспочвенное. Еще один плохой вариант реакции – игнорирование. Мы часто игнорируем грубость в быту. Про себя говорим, что это выше нашего достоинства – ввязываться в перепалку, но на самом деле мы просто прячем голову в песок. Иногда это оправданно, но только не во время выступления. Оппонент будет считать себя победителем: он бросил вам в лицо перчатку, а вы стерпели. Аудитория решит, что вам нечем крыть. Третий вариант, которого следует избегать, – демонстрировать, что грубость выбила вас из колеи. Это можно сделать по-разному. Есть люди, у которых в сложных ситуациях начинает дрожать голос. Некоторые сразу переходят на повышенные тона, хоть и без ответных оскорблений. Но чаще за публичным оскорблением следует пауза, и без слов понятно, что оратор «в нокауте». С точки зрения аудитории это лучше, чем оскорбление в ответ, но для вас как для личности это самый убийственный вариант: вы чувствуете себя беспомощным. Итак, теперь вы точно знаете, как действовать не надо. Пора научиться держать удар.Как противостоять грубости
- Не теряйте чувство собственного достоинства. Это проще сказать, чем сделать: чтобы быть морально готовым к противостоянию во время выступления, нужно уметь отстаивать собственные границы. Еще важнее отдавать себе отчет, что оскорбления в ваш адрес недопустимы. Иногда для этого человеку приходится полностью пересмотреть отношение к самому себе, разобраться в своих проблемах. Ведь если вы неосознанно считаете, что вас можно оскорблять, во время выступления вы легко потеряете уверенность. Научитесь отстаивать свои границы вне ораторских выступлений, это важно.
- Будьте спокойны и вежливы. Выступление – это своего рода спектакль, перед вами не стоит задача убедить грубияна в своей правоте, хотя это было бы неплохо. Ваша задача – привлечь на свою сторону аудиторию. И чем более едкое оскорбление бросил оппонент, тем выгоднее в глазах окружающих будет выглядеть ваша вежливость. Если оппонент срывается на крик, отвечайте подчеркнуто негромко и спокойно. Это требует психологической закалки, но вежливость в ответ на грубость – настолько мощный прием для оратора, что он стоит усилий.
- Слушайте внимательно. Это тяжело, если вам говорят неприятные вещи, но иногда сам факт того, что вы внимательно слушаете оппонента, заставляет его пойти на попятную. Это также выставляет вас в лучшем свете в глазах публики. Ухватите суть, смысл высказывания.
- Прервите собеседника. Эта рекомендация ничуть не противоречит предыдущей. Чтобы понять, что пора прервать оппонента, нужно его услышать. Перебить собеседника уместно только в том случае, если он недвусмысленно оскорбляет вас или говорит заведомую ложь. Но прерывать оппонента в такой ситуации нужно грамотно – спокойно, уверенно, без повышения тона и встречной грубости.
- Будьте кратки. Говорите коротко и по существу: вежливо и корректно поправьте человека, если он говорит неправду. У этого совета есть подоплека: подсознательно мы больше доверяем тем, кто высказывается лаконично. Поэтому короткое замечание будет иметь больший успех, чем долгое и нудное пояснение, почему оппонент неправ.