Скороговорки и чистоговорки улучшают дикцию. Это короткие фразы или целые предложения, построенные на сложных сочетаниях согласных и гласных звуков, поэтому их регулярное произношение помогает отрабатывать четкость речи. Скороговорки используют профессиональные дикторы, ораторы и актеры. С их помощью исправляют, улучшают дикцию. Делать специальные упражнения со скороговорками полезно всем, кто хочет добиться красивого, естественного произношения, без «проглатывания» отдельных звуков или слогов.

Как работать со скороговорками для улучшения дикции

Логопеды используют скороговорки, чтобы научить детей и взрослых внятно произносить похожие звуки. Речь идет о звуках, для формирования которых язык, челюсть, лицевые мышцы совершают подобные движения. Чаще всего трудности возникают с «л» и «р»: оба звука требуют, чтобы язык поднялся к нёбу, а его кончик оставался мягким. Еще одна пара проблемных звуков – «с» и «ш», «м» и «н».

Если ваша речь недостаточно четкая, скорее всего, вы невнятно произносите одну из групп этих звуков. Самостоятельно определить дефект на слух сложно, поэтому хотя бы пару раз проконсультируйтесь с логопедом или учителем ораторского искусства, чтобы он дал рекомендации по улучшению дикции.

Скороговорки построены на сочетании пары подобных, трудно различимых звуков, поэтому они помогают эффективно развивать речь. В идеале стоит пройтись по всем парам звуков и всем группам скороговорок, но если есть проблемы с произношением «л», «р», «ш», «с» или других звуков, начать тренировки следует со скороговорок на «проблемные» слоги.

Стандартная программа упражнений со скороговорками предлагает такую последовательность: сначала глухие шипящие, затем свистящие и звонкие, наконец – сонорные звуки. Такой порядок не случайный, потому что легче всего произносятся глухие звуки, сложнее всего – сонорные. Недаром чаще всего у детей и взрослых возникают проблемы с сонорными «р» и «л».

Конечно, вы можете тренироваться в произвольном порядке, и улучшение речи через время станет заметным. Но результаты будут более быстрыми и ощутимыми, если придерживаться правильной последовательности.

Порядок работы со скороговорками для детей и взрослых

Первый этап тренировки. Отработка шипящих и глухих звуков: «п», «т», «ш», «с».

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
  • У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  • Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша.

Второй этап. Постановка свистящих и звонких: «ч», «ц», «щ»:

  • Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
  • В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Третий этап. Работа с сонорными звуками: «м», «н», «л», «р»:

  • Лилии полили ли, иль увяли лилии?
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  • Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  • Мы ели-ели ершей у ели; их еле-еле у ели доели.
  • Раскатистый «эр» не напрасно сонорный: рычит и рокочет в работе упорной!

Скорость произношения скороговорок

Когда начинаете работать со скороговорками, не произносите их быстро. Чтобы улучшить речь, нужно наращивать темп постепенно, тщательно следя за дикцией. Возьмите одну скороговорку, например: «Карл у Клары украл кораллы». Сначала произнесите ее очень медленно и беззвучно – только шевелите губами, будто говорите, но не издавайте ни звука. Затем скажите «Карл у Клары украл кораллы» медленно и шепотом. Следите, чтобы каждый звук проговаривался очень тщательно, нарочито. В третий раз произнесите скороговорку в естественном темпе и в полный голос.

Если у вас не получается сходу сказать «Карл у Клары украл кораллы» без запинок, говорите чуть медленнее обычного. Только когда вы сможете в спокойном, разговорном ритме выговорить «Карл у Клары украл кораллы», произносите эту же реплику в быстром темпе. Все внимание – на четкость дикции и артикуляцию! Главное – не скорость, она придет со временем. Важнее правильное произношение каждого звука.

Заключительный этап – произношение с препятствием, «пробкой» для языка: камешками или орешками, которые будут затруднять артикуляцию. Это эффективный способ улучшения дикции. Не торопитесь, говорите с камешками сначала медленно, потом быстрее.

Так нужно проработать каждую выбранную скороговорку, причем не один раз. Если вы не профессионал, достаточно заниматься по полчаса 5-6 дней в неделю, чтобы такими упражнениями добиться за месяц значительного улучшения дикции.

Часто слушатели курсов риторики с энтузиазмом принимаются за дело, но быстро охладевают. Чтобы этого не произошло, не старайтесь объять необъятное за один день: полчаса упражнений достаточно. Лучше полчаса каждый день или хотя бы через день, чем по два часа раз в неделю. Уделяйте внимание правильности речи.

Интонации произношения скороговорок

Хорошая дикция – это не только четкая артикуляции, но и выразительность речи. Поэтому во время упражнений со скороговорками нужно избегать монотонности. Старайтесь понять смысл реплики и произносите ее с выражением. Ваша речь не должна звучать набором четких, понятных, но бессмысленных звуков: выделяйте важные слова голосом, понижайте и повышайте тон.

Монотонность – одна из проблем лекторов, педагогов и других ораторов. Чтобы избавиться от нее, играйте с интонациями речи. Например, возьмите классическую присказку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Произнесите ее сначала холодно и с презрением, как будто не одобряете действий Саши. Затем – как будто вам не нравится именно сушка. Далее – скажите то же самое радостно и весело, легко и непринужденно. Придайте голосу таинственность, как будто делитесь секретом. Чем с большим количеством интонаций вы сможете произнести одну и ту скороговорку, тем более выразительной будет ваша повседневная речь.

Короткие скороговорки для взрослых

Начинайте заниматься с лаконичных скороговорок и не спешите переходить к более сложным и длинным фразам. Развивайте речь постепенно. Произносить скороговорки нужно на одном дыхании, и если речевой аппарат у вас развит еще недостаточно, дыхания на длинную реплику не хватит. Долгий выдох развивается со временем.

  • Алый отблеск Гималаев на поля Непала пал.
  • Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
  • Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.
  • Гонец с галер сгорел.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  • Инцидент с интендантом.
  • К Габсбургам из Страсбурга.
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.
  • Либретто «Риголетто».
  • Около колодца кольцо не найдется.
  • Перепелка перепелят прятала от ребят.
  • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
  • Сачок зацепился за сучок.
  • Сел сокол на гол ствол.
  • У елки иголки колки.
  • Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
  • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
  • Шёл спуск пушек с сопок и со скал.
  • Щипцы да клещи – вот наши вещи.
  • Яшма в замше замшела.

Длинные скороговорки для развития дикции

Переходите к длинным и сложным скороговоркам только после того, как начнете естественно и непринужденно произносить короткие реплики. Когда они покажутся вам слишком простыми, и вы не будете запинаться даже на самых сложных сочетаниях звуков, это значит, что вы готовы к следующему этапу работы над дикцией.

Длинные скороговорки тоже произносятся на одном дыхании, но если строф несколько, можно делать небольшие паузы для забора воздуха в легкие. Не забывайте правильно интонировать текст! Ваша речь не должна быть монотонной, даже если вы говорите очень быстро.

  • Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
  • В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
  • Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
  • У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла - кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.

Сложные скороговорки

Длина скороговорки не равна ее сложности. Конечно, долгую реплику произнести на одном дыхании сложнее, чем лаконичную фразу. Но по-настоящему трудной задачу делают сложные сочетания звуков. Краткие сложные фразы можно тренировать сразу, а к долгим переходите только после отработки простых строф.

  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • Вместо рубахи не носите брюк вы, вместо арбуза не просите брюквы, цифру всегда отличите от буквы, и различите ли ясень и бук вы?
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  • Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
  • У королевы был кавалер. У кавалера была королева. Кто королева? А кто кавалер?

Смешные скороговорки

Это разновидность сложных упражнений для дикции. Но с ними приятно работать, потому что такие фразы звучат как шутки. Старайтесь с помощью интонации придать им дополнительный комизм.

  • Сиреневенькая глазовуколупывательница, прыгающая с преподвыподвертом, совершенно не фантикультяпистая и не выворобушкивается.
  • Терминатору термометр не требуется.
  • Тридцать три депутата закон лоббировали лоббировали, да не вылоббировали.
  • Обладаешь ли ты налогооблагаемой благодатью?
  • На винте, видать, видна виды видавшая Винда.
  • Высшие эшелоны подшофе шествовали к подшефным по шоссе.
  • Невелик бицепс у эксгибициониста.

Обучение ораторскому искусству в Москве и Санкт-Петербурге

Если вы хотите профессионально поставить речь и улучшить дикцию, обращайтесь в школу Oratoris. Занятия под руководством опытного оратора дадут результаты быстрее, чем самостоятельные упражнения. К тому же специалист сможет поправить ошибки и предложит наиболее эффективную программу развития речи. Записывайтесь на занятия через сайт или по телефону:  +7 (812) 929-32-59. С нашей помощью вы будете говорить как профессиональный диктор!