Доброго дня! Сегодняшний материал посвящён навыкам выступлений, то есть ораторскому искусству, и технике речи.

Оратор обладает искусством не просто выступать публично, а убеждать слушателей. Его искусство сочетает риторику, актёрское мастерство, навыки психолога. Цель оратора — изложить позицию перед оппонентом или аудиторией, защитить свою точку зрения.

При упоминании ораторского искусства подразумеваются красота речи и мастерство общения. Чтобы овладеть ими, нужно освоить ряд двигательных, коммуникативных, психологических навыков. Благодаря им повышается эффективность человека в выступлениях на публике и в личном общении. Цель спикера — не только донесение мысли, повествование, информирование, но и формирование мнения, убеждение.

Навыки оратора

Рассмотрим навыки, которые являются инструментами оратора и помогают располагать к себе аудиторию.

Голос

Является звучанием человека, основным инструментом в любой коммуникации — личной или публичной. Вопреки бытовому заблуждению, звук голоса образовывает всё тело, а не только голосовые связки. Поэтому так важно, тренируя и развивая голос, работать со всем телом.

Согласно экспертному мнению Риты Геттер, качество голоса зависит от ряда факторов:

  • Дыхание. Если оно неправильно, это приводит к слабости, глухости, тихому звучанию голоса; прерывистости, сбивчивости речи. Из-за нарушенного дыхания нарушается порядок пауз в речи спикера, и ему сложнее передавать нужные смыслы.
  • Артикуляция. Её вялость приводит к невнятности, нечёткости речи, отсутствию в ней объёма. Речь сложнее понимать из-за выпадения звуков. Это та самая «каша во рту», из-за которой собеседника сложнее понять, а его слова раздражают.
  • Включение резонаторов в работу. Если они работают неверно, звук голоса искажается, снижаются его качество и красота, он становится плоским и мелким; он может стать писклявым или, наоборот, глухим и грубым. При правильной работе резонаторов голос получается глубоким и звучным.
  • Психоэмоциональное состояние. Внутренний мир человека проявляется в речи, особенно в публичной. Психика и голосовой аппарат связаны напрямую. При неясности, слабости, неопределённости мыслей, чувств и эмоций оратора такими же будут его интонации, как и вся речь в целом. Интонация передаёт настроение. Её правильное использование повышает уверенность, открытость оратора.
  • Общее здоровье. Здоровье организма и психики становится опорой для голоса. Выступать публично или даже вести беседы сложнее при плохом самочувствии. Признаки проблем: потеря голоса, хрипота, осиплость после часа выступлений; одышка, головная боль, проблемы с дыханием в процессе. Чтобы говорить, а тем более говорить красиво, нужна энергия, и без здоровья не обойтись.

Уставать после выступлений — это норма; а вот заболевать и испытывать страдания — нет. Перечисленные факторы должны находиться в гармонии, чтобы обеспечить качество голоса.

Красноречие

Мысли нужно излагать ясно и грамотно, доносить их нужно изящно и доходчиво. Красноречие — это умение убеждать, и не просто засыпать аргументами и текстом, а доносить суждения лаконично, ёмко, соблюдая логику. Речь, которая льётся как ручей — не врождённый талант, а вырабатываемый навык.

Мимика и жестикуляция

Они воспринимаются неосознанно, формируя доверие и доброжелательность к говорящему. От положения тела зависит, как звучит голос. Поэтому уловить язык тела можно, даже не видя собеседника, например слушая аудиозапись речи.

Харизма

Важно, чтобы оратор умел интеллектуально, духовно и в других отношениях воздействовать на чувства людей, завоёвывать их расположение. Вопреки стереотипу, харизма — не магия и не дар, а результат определённого поведения, которому можно и нужно учиться. Надо обладать чувством юмора, быстро соображать и реагировать, быть открытым — это уже создаст базу для развития харизмы.

Импровизация

Гибкий оратор умело ориентируется в событиях, обращает обстоятельства себе на пользу. Импровизация определяет общение, которое выстраивается сразу, без плана и подготовки. Предусмотреть и проконтролировать всё нельзя, поэтому умение импровизировать спикеру необходимо.

Знания и опыт

Можно иметь бесконечную уверенность в себе. Но не менее, а то и более важно быть уверенным в своих знаниях, в своём опыте по теме выступления. Благодаря им речь приобретает значимость и ценность.

Конгруэнтность

Вербальные и невербальные, внешние и внутренние элементы должны быть согласованы. Конгруэнтность, целостность слов, мыслей, поведения, убеждений делает речь убедительной, вызывает отклик у слушателей.

Красноречие оратора

Искусство общения (красноречие) — это преобразование мыслей в слова, в то время как цель оратора — умение вести беседу, сбор. Речь должна быть убедительной за счёт доказательств; красочной и живой — за счёт эмоциональности, эффектных приёмов.

Красноречие, исходя из содержания, цели и условий, может быть:

  • социально-политическим;
  • академическим;
  • судебным;
  • социально-бытовым;
  • церковно-богословским.

Свои навыки оратор получает в том числе за счёт природных данных. Это особенности нервной системы, мозговая активность, устройство двигательного аппарата и голосовых связок. Необходимо также развивать произвольное внимание, образную и логическую память; быстро соображать, мыслить глубоко и широко. Как говорил Цицерон, достичь совершенства не может никто, но упорство и настойчивость позволяют подойти к идеалу максимально близко.

Для оратора важно проявление Личности: самостоятельное и оригинальное мышление, доброжелательность, обаяние, трудолюбие, волевой и сильный характер. Важна также уверенность — прежде всего, в собственных словах. Речь должна быть чёткой и эмоционально выразительной. Помимо того, как говорит спикер, важно и что он говорит. Взаимодействие людей должно стремиться к отказу от монополизации истины, к готовности идти на компромисс, к позитивной критике.

Тренировки техники речи

Необходимо тренировать мышцы и мышечную память, дыхание и звукоизвлечение. Прежде всего, звук создаётся мышцами. У многих организм привык к отсутствию артикуляции, из-за чего звуки «съедаются». Важно заняться перепрограммированием своей мышечной памяти. Сначала артикуляцию придётся контролировать осознанно, затем она станет привычной.

Базовое упражнение для дыхательной системы — дыхание по квадрату: глубокий вдох, пауза, глубокий выдох, пауза — с соблюдением равных промежутков времени. Затем надо усложнять задачу: пусть на четыре вдоха приходится шесть, а затем и восемь выдохов. Ведь говорим мы на выдохе, и как раз он нам необходим.

Чтобы собеседник не переспрашивал каждое слово, надо снять зажимы речевого аппарата. Тогда речь станет более изящной, понятной, эмоционально выразительной. Чтобы добиться этого, нужно выполнять несколько упражнений:

  • пропевание звука с закрытым ртом и с разведёнными руками;
  • щелчки языком («лошадка») с изменением позиции губ и движением нижней челюсти;
  • чередование максимально широкой улыбки и губ трубочкой («поцелуй»).

Выполняя перечисленные упражнения, сочетая их с правильным дыханием и уверенностью в себе, можно развить дикцию и убедительность, добиться огромных высот в технике речи и стать мастером-оратором. Тогда голос будет звучать магнетически, а всё сказанное будет привлекать внимание собеседников и аудитории, запоминаться с первого раза. Как раз благодаря этому общение становится эффективным, позволяет достигать поставленных целей.

Желаем вам преодолеть какие бы то ни было препятствия на пути, чтобы развить в себе несравненные навыки выступлений!