<p<На подготовку публичного выступления нужно 5-7 дней, и один из этих дней нужно полностью посвятить составлению плана. Писать речь без плана – плохая идея. Может быть, вы и справитесь, но не так хорошо, как если бы заранее проработали структуру: она задает последовательность в изложении, делает речь ясной и логичной, не дает оратору забыть о важном. Кроме того, ораторы, которые не продумывают заранее последовательность изложения, часто затягивают речь и не укладываются в регламент. Но прежде чем вы сможете проработать структуру, нужно сделать еще кое-что: собрать и проанализировать материалы.

Изучение и систематизация материалов

Начинается подготовка публичного выступления даже не со структуры, а со сбора материалов: статистики, официальных документов, рабочих отчетов, поиска фактов – все зависит от темы выступления и повода. Перед тем как составить структуру речи, изучите и систематизируйте данные. Наверняка появятся новые мысли, сравнения и ассоциации. Осмыслите и критически оцените данные, подумайте, как использовать их во время выступления. Ваша задача на этом этапе – выработать собственное мнение относительно материала, сформулировать свои соображения, а также проанализировать их с точки зрения аудитории, перед которой вы будете выступать. После этого вы составите 3 плана:
  • Предварительный. Это черновая структура, которая пишется, когда вы знаете предмет, но еще не представляете, какие факты использовать, на чем сосредоточить внимание. На самом деле мало кому из ораторов везет получить в распоряжение больше сведений, чем нужно для выступления, но предварительная структура позволяет отсеять ненужные данные и сосредоточиться на полезной информации. Если сведений недостаточно, приблизительный черновой план, в котором обозначено, какие вопросы нужно раскрыть, дает понимание, в каком направлении «копать».
  • Рабочий. Его вы составляете, когда отобрали факты, обдумали материалы. Рабочий черновик выделяет самые существенные вопросы и задает последовательность изложения. В рабочий план вы можете внести примеры, факты, цифры, которые непременно хотите использовать во время выступления. Почему не написать сразу чистовой вариант? Потому что на этом этапе вы еще продумываете, что можно сократить, а что будет лишним. Всегда помните об аудитории: как она будет реагировать на аргументы? Не спешите переходить к следующему этапу работы над речью. Если вы ненадолго возьмете паузу, а затем вернетесь к работе над выступлением, то наверняка обнаружите, что черновик перегружен фактами, в нем есть лишние пункты. Это нормально: если материала достаточно, после его изучения хочется больше фактов пересказать слушателям, выбрать ключевые бывает непросто. Рабочая структура убережет вас от ошибок: вы вовремя заметите перегруз фактами, пробелы в логических связках и другие недостатки.
  • Чистовой. Его составляют на основе рабочего плана. Но основная структура нужна не только оратору – слушателям она также может пригодиться. Если речь долгая, полезно представить аудитории ее последовательность или хотя бы записывать основные пункты. Поэтому формулируйте каждый пункт четко, ясно и емко, чтобы он был понятен не только вам. Оглашать план, впрочем, необязательно. Но если вы знаете, что слушатели будут записывать, хороший тон – наглядно представить им структуру.

Структура плана публичного выступления

План должен быть логически выдержанным и последовательным. Это основное требование, все остальное – второстепенно. Стандартной структуры публичного выступления не существует, поэтому не пытайтесь, как нерадивые школьники, подсмотреть готовый черновик по теме: в интернете, книгах по риторике или где-то еще. Все придется прорабатывать самостоятельно, и только так вы можете достичь поставленных целей: продать товар, привлечь инвесторов, повысить имидж компании или собственный престиж. Поэтому помните о цели, аудитории, последовательности повествования: исходя из этого вы можете составить простой или сложный черновик. В простом будут пункты 1, 2, 3 и так далее, в сложном – пункты и подпункты: 1 и 1.1, 1.2, 1.3, 2 и 2.1, 2.2. Я упомянул о цели публичного выступления не напрасно: цель – это то, на чем следует по-настоящему сосредоточиться. Ваша речь, какой бы блестящей она ни была, будет бесполезной, если не выполняет тех целей, ради которых написали ее. Никогда не упускайте цель из виду: подбирайте материалы, составляйте предварительную структуру и пишите тезисы с оглядкой на нее. Если вы не до конца понимаете, зачем нужно произносить речь, сначала проясните это, а только потом прорабатывайте последовательность изложения. Что вам даст понимание цели на этапе составления структуры? Вы будете знать результат, то, к чему хотите прийти в итоге: исходя из этого, выстроите структуру, отсеете лишнее. По сути вы продумываете композицию: последовательность фактов, выводов, оценок, как начать выступление, как его закончить, как удержать внимание аудитории.

Что такое композиция и почему без нее не обойтись

Композиция – это построение выступления, соотношение его отдельных частей и взаимосвязи между ними. В англоязычной литературе я встречал интересное сравнение композиции речи с гамбургером. «Булкой» в этом гамбургере можно назвать зачин и концовку. «Котлетой» – суть, основную часть, которую оттеняют «сыр», «салат», то есть вспомогательные ингредиенты: художественные приемы, шутки, примеры и другие элементы, которые только украшают основные тезисы. Если соотношение частей нарушить, речь выйдет посредственной и неэффективной. Если вам кажется, что ошибиться в таких элементарных вещах, как вступление, основная часть и концовка, невозможно, попробуйте написать речь без предварительной проработки структуры и композиции. Одна из ошибок новичков, которые пренебрегают проработкой композиции, – затянувшееся вступление. Для него выбирают слишком длинные истории, заходят слишком издалека, приводят большое количество второстепенных фактов, и все это время аудитория вынуждена догадываться, к чему ведет лектор.

Какие ошибки допускают новички

Еще одна распространенная ошибка – непропорциональное раскрытие темы. Например, вы говорите об экологии и должны рассказать о загрязнении рек, озер и морей. О реках и озерах вы упоминаете в двух словах, а затем десять минут рассуждаете о морях. Складывается впечатление, будто ваше выступление было о морях, а о не о загрязнении водоемов. Это тоже результат непроработанной композиции. Соотношение частей выступления должно быть разумным, чтобы они не перетягивали одеяло друг на друга. Еще один пример: вам нужно рассказать о последних Олимпийских играх. Слушатели ждут от вас результатов и имен чемпионов. Но, не рассчитав композицию, вы долго говорите об истории Олимпиады и в итоге не укладываетесь в регламент: на основную часть остается пара минут. Самая фатальная ошибка лекторов, которые не составляют план выступления, – хаотичность. Чтобы без предварительной проработки структуры речи подняться за кафедру и четко, не сбиваясь с мысли, изложить суть, нужно не только блистательно разбираться в теме – нужен особый склад мышления. Большинство людей без подготовки рассказывают о деле непоследовательно: мысль скачет от факта к факту, иногда лектор увлекается, делает отступления, потом возвращается к теме. Для достижения комического эффекта можно придать выступлению нарочито хаотичный характер, но это требует мастерства вдвое большего, чем построение логически продуманной и последовательной композиции. Кроме того, мы говорим не о комических сценках или монологах. При таком изложении слушателям сложно уследить за полетом вашей мысли.

Принципы построения выступления: как не сесть в лужу

  • Будьте последовательны. Каждая мысль должна вытекать из предыдущей. У слушателей не должно возникать вопросов: «На основании чего сделаны такие выводы?» или «Откуда такая информация?» Чтобы быть последовательным, нужно быть честным. Потому что иногда лекторы или докладчики так хотят выдать желаемое за действительное, что буквально не видят несоответствий в собственной логике рассказа.
  • Оставьте все самое «вкусное» на «десерт». Аргументы, факты, убедительность речи и выразительные средства должны нарастать от начала к концу, а не наоборот. Что мешает вам последовать примеру авторов газетных новостей и сначала изложить главное? Слушателям будет неинтересно. Если они узнают все самое интересное из первой фразы, дальше им останется только скучать.
  • Не усложняйте. Определите цель и достигайте ее самыми простыми и рациональными способами. Не говорите долго там, где можно сказать коротко.
  • Не забывайте про вступление и заключение. Чтобы речь не казалась нелепо оборванной, делайте короткое вступление и заключение. Используйте эти части речи, чтобы усилить эффект: первые и заключительные фразы имеют огромное значение.

Обучение ораторскому искусству

Прочитав советы, вы можете сказать: «Я все понимаю, но когда доходит до подготовки к презентации или лекции, не знаю, как использовать эти знания!» Действительно, мало знать, как нужно готовить ораторские речи, нужно уметь это делать. Именно поэтому я приглашаю вас в свою школу ораторского мастерства «Ораторис». На индивидуальных или групповых занятиях мы пошагово разберем, как составлять структуру речи, исходя из ваших задач, как составить грамотный черновик и как использовать его, выступая на публике. Записывайтесь на обучение через сайт или звоните по одному из номеров телефонов! Я провожу уроки в Москве и Санкт-Петербурге.