ХОТИТЕ ПРОЙТИ ОНЛАЙН КУРСЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА?
Риторика – это дисциплина, которая изучает ораторское искусство и красноречие, аргументацию и художественное повествование. Курс риторики – больше, чем уроки подготовки и произнесения публичных речей. Он включает правила изложения собственных мыслей, искусство споров и защиты своей точки зрения, учит владеть голосом и жестами. В этом есть что-то от актерского мастерства, с той лишь разницей, что вы не изображаете перед аудиторией вымышленных персонажей, но «играете» настоящих себя. Поэтому занятия риторикой позволяют раскрыться, стать увереннее и успешнее.

Что такое классическая риторика и как она сделает вас успешными

Риторика родилась на греческой агоре и в римском сенате. Для античного политика было важнее убедительно говорить, чем красиво писать. Греческие и римские ораторы превратили публичные выступления в настоящее искусство, но и требования к ним были высокими: один из самых модных и уважаемых учителей риторики в Риме, Марк Фабий Квинтилиан, принимал в ученики только тех, кто мог похвастать образованностью и воспитанностью. Зачем вам знать о Марке Фабии? Люди, которые становились его учениками, делали это не для того, чтобы потратить время или хвастаться дипломом – у каждого были цели, которых они собирались достичь при помощи ораторского искусства. Речь шла о политической карьере, власти, увеличении благосостояния и даже мести соперникам, а потому подход к публичным выступлениям был практический. Если вы раздумываете, как убедить инвесторов вложить деньги в ваш проект, как представить компанию и собственную работу в выгодном свете, как завоевать доверие потенциальных партнеров, то можете не сомневаться: один из учеников Квинтилиана уже задавался этими вопросами и нашел на них ответ. Не нужно изобретать велосипед: воспользуйтесь готовыми рецептами. «Готовые рецепты» записаны в классических трудах по риторике, но я избавлю вас от необходимости перечитывать их самостоятельно и перескажу основные принципы эффективного выступления.
  • Объективность. Античная объективность не требует от оратора оставаться сухим, беспристрастным, говорить правду и ничего, кроме правды, точно как в зале суда. Объективность в ораторском искусстве подразумевает, что вы ясно разграничите факты и события с собственными оценками и суждениями. Не выдавайте желаемое за действительное и убедитесь, что из вашей речи нельзя сделать ложных выводов.
  • Краткость или лаконичность. Краткость – это умение сказать ровно столько, сколько нужно, и не утомить слушателей. Сокращайте все несущественное, что не нужно для понимания сути дела, и старайтесь рассчитать время выступления так, чтобы слушатели не устали. Придерживайтесь старинного правила: оратор должен говорить ровно столько, чтобы его можно было понять, но и нельзя было не понять.
  • Ясность. Какой бы сложной ни была тема, вы должны ясно раскрыть ее слушателем: для них она должна стать простой. Поэтому законы риторики требуют двигаться в изложении от простого к сложному, от известного – к неизвестному. Аккуратно вводите новые понятия или термины: слишком большое их количество сделает речь запутанной. Кроме того, вы сами должны ясно представлять предмет своего выступления и стратегию ее изложения: если вы не можете коротко сформулировать суть – вы не разбираетесь в теме.
  • Образность. Абстрактные понятия нельзя представить, они не привязаны к чувственному опыту, поэтому их сложнее понять и запомнить, чем конкретные, материальные вещи. Если вы хотите, чтобы ваша речь запомнилась, и слушатели поняли ее, задействуйте их воображение и чувственный опыт. Не говорите сухо, но старайтесь создавать образы.
  • Целенаправленность. Не забывайте о цели своего выступления. Чтобы достичь ее, нужно поработать над ключевыми предложениями и идеями: они должны ясно считываться и хорошо запоминаться.
  • Повторение. Чтобы слушатели усвоили основные идеи, вы должны повторить их несколько раз. Необязательно повторять главные мысли дословно, хотя так тоже можно.
  • Повышение внимания слушателей к концу. Античные ораторы повышали напряжение своего выступления к концу: кульминация романа не может быть изложена на первой странице книги. Так и с публичными выступлениями – напряжение должно постепенно нарастать к концу. Это старинное правило не лишено смысла хотя бы потому, что людям свойственно лучше запоминать то, что было в конце. Не спешите раскрывать все козыри в начале: задавайте вопросы, давайте слушателям поразмыслить над ними, а только затем отвечайте.
  • Неожиданность. Слушатели не должны скучать, а потому удивляйте их неожиданными сравнения и сопоставлениями. Красноречие начинается с умения нестандартно мыслить, и если вы свежо взглянете на предмет своего выступления, речь только выиграет.
  • Смысловая насыщенность. Этот принцип ораторского искусства подразумевает, что сложные понятия не должны подаваться «спрессованно»: когда вы вводите много новых слов или идей, слушатели их не понимают и не запоминают. Подавайте информацию дозированно, но без «воды».
  • Комические эффекты. Античные ораторы любили повеселить публику: юмор – прекрасное оружие в борьбе за симпатию зала. Толика юмора сделает выступление нескучным, встряхнет аудиторию и привлечет сердца на вашу сторону. Не говорите сухо, это утомляет. Кроме того, удачная острота иногда раскрывает проблему глубже серьезной лекции.

В чем ошибаются ораторы

Ораторское мастерство требует практики, практики и еще раз практики. Именно поэтому я выступаю перед публикой каждый день. Знания необходимы, но без действий вы не станете оратором, не научитесь убеждать людей, завоевывать доверие и отстаивать свои идеи. А когда дело доходит до практики, начинающие ораторы допускают несколько типичных ошибок. Ошибка 1: Знак равенства между объективностью и отсутствием своего мнения. Ораторское мастерство требует ясно изложить факты, описать события, представить ситуацию без искажения, но это не означает, что вы не должны иметь собственного мнения и не выносить оценок. Худшее, что вы можете сделать как оратор, – занять позицию «над битвой» в ситуации, которая требует однозначности. Не юлите, не пытайтесь снять с себя ответственность. Лучше показаться слишком резким, чем неуверенным и безынициативным. Ошибка 2: Краткость в ущерб естественности. Такой ораторский принцип, как лаконичность, означает, что в речи не должно быть лишнего. Однако слушатели курсов риторики часто слишком усердствуют: вместе с лишними пассажами они вычеркивают из речи то, что делает ее естественной и занимательной. Никогда не поздно спросить себя: «Насколько естественно я звучу?» Спартанская краткость – для тезисов, вы можете их записать для себя, чтобы ничего не забыть, но речь должна быть связной и непринужденной. Ошибка 3: Неправильное представление об аудитории. Ораторская наука требует ясности, но не забывайте, что слушатели бывают разные: с одними нужно говорить проще и больше объяснять, а с кем-то можно говорить как с профессионалами. Не разжевывайте специалистам темы, как школьникам, аудиторию это раздражает, а кроме того – делает выступление бесполезным: слушатели узнают мало нового. Ошибка 4. Эффекты ради эффектов. Когда античные учителя советовали удивить слушателей неожиданным сравнением, параллелью, взаимосвязью, они не имели в виду, что нужно сыпать парадоксами без привязки к смыслу. Не используйте шутки ради шуток и парадоксы ради парадоксов: все в вашем выступлении должно непосредственно относиться к цели и теме. Ошибка 5: Неуместный юмор. Шутка – обоюдоострый меч, и она может принести вам больше вреда, чем пользы, если вы не знаете аудиторию, не чувствуете ее. Ораторские остроты должны быть редкими: не стройте все выступление на шутках, вы не комик. Юмор приправляет основное блюдо, но не заменяет его. Наконец, избегайте шуток, которые могут задеть или оскорбить аудиторию. Забудьте о шутках на грани фола, шутках на щекотливые и скользкие темы. Никакое ораторское мастерство не исправит положения, если вы пошутите о веревке в доме повешенного. Я перечислил только самые распространенные ошибки, но их намного больше. Именно поэтому рекомендую не осваивать ораторское мастерство самостоятельно, а заниматься с наставником, который вовремя поправит, укажет на промахи и подскажет, как их избежать.

Как выработать ораторский стиль

Стиль речи – это выбор слов, формулировка предложений. Он должен быть ясным, гибким и соответствующим ситуации. Хотя ваша задача – говорить и держаться естественно, не срывайтесь в грубость или панибратский тон. Но в то же время избегайте художественных изысков. Оставьте литературные приёмы для литературы: слишком длинные предложения, высокопарные слова, много эпитетов и метафор – все это не для публичных выступлений. Важный нюанс: стиль должен соответствовать содержанию. Если предмет вашего выступления серьезный и даже трагичный, серьёзным должен быть и стиль изложения: без намеков, преувеличений, бойких интонаций. Для неформальной темы можно выбрать более свободный, расслабленный стиль изложения. Выбрав определенный стиль, придерживайтесь его на протяжении всего выступления. Резкая перемена стиля не вызовет у аудитории ничего, кроме недоумения. Приходите в мою школу ораторского мастерства «Ораторис», и я научу вас писать эффективные публичные речи. Я провожу не только индивидуальные, но и групповые занятия, занимаюсь корпоративным обучением, могу организовать уроки ораторского мастерства для ваших коллег или подчиненных. Заниматься с учителем намного эффективнее, чем разбираться во всем самостоятельно, поэтому звоните или оставляйте заявку на сайте!