Что такое классическая риторика и как она сделает вас успешными
Риторика родилась на греческой агоре и в римском сенате. Для античного политика было важнее убедительно говорить, чем красиво писать. Греческие и римские ораторы превратили публичные выступления в настоящее искусство, но и требования к ним были высокими: один из самых модных и уважаемых учителей риторики в Риме, Марк Фабий Квинтилиан, принимал в ученики только тех, кто мог похвастать образованностью и воспитанностью. Зачем вам знать о Марке Фабии? Люди, которые становились его учениками, делали это не для того, чтобы потратить время или хвастаться дипломом – у каждого были цели, которых они собирались достичь при помощи ораторского искусства. Речь шла о политической карьере, власти, увеличении благосостояния и даже мести соперникам, а потому подход к публичным выступлениям был практический. Если вы раздумываете, как убедить инвесторов вложить деньги в ваш проект, как представить компанию и собственную работу в выгодном свете, как завоевать доверие потенциальных партнеров, то можете не сомневаться: один из учеников Квинтилиана уже задавался этими вопросами и нашел на них ответ. Не нужно изобретать велосипед: воспользуйтесь готовыми рецептами. «Готовые рецепты» записаны в классических трудах по риторике, но я избавлю вас от необходимости перечитывать их самостоятельно и перескажу основные принципы эффективного выступления.- Объективность. Античная объективность не требует от оратора оставаться сухим, беспристрастным, говорить правду и ничего, кроме правды, точно как в зале суда. Объективность в ораторском искусстве подразумевает, что вы ясно разграничите факты и события с собственными оценками и суждениями. Не выдавайте желаемое за действительное и убедитесь, что из вашей речи нельзя сделать ложных выводов.
- Краткость или лаконичность. Краткость – это умение сказать ровно столько, сколько нужно, и не утомить слушателей. Сокращайте все несущественное, что не нужно для понимания сути дела, и старайтесь рассчитать время выступления так, чтобы слушатели не устали. Придерживайтесь старинного правила: оратор должен говорить ровно столько, чтобы его можно было понять, но и нельзя было не понять.
- Ясность. Какой бы сложной ни была тема, вы должны ясно раскрыть ее слушателем: для них она должна стать простой. Поэтому законы риторики требуют двигаться в изложении от простого к сложному, от известного – к неизвестному. Аккуратно вводите новые понятия или термины: слишком большое их количество сделает речь запутанной. Кроме того, вы сами должны ясно представлять предмет своего выступления и стратегию ее изложения: если вы не можете коротко сформулировать суть – вы не разбираетесь в теме.
- Образность. Абстрактные понятия нельзя представить, они не привязаны к чувственному опыту, поэтому их сложнее понять и запомнить, чем конкретные, материальные вещи. Если вы хотите, чтобы ваша речь запомнилась, и слушатели поняли ее, задействуйте их воображение и чувственный опыт. Не говорите сухо, но старайтесь создавать образы.
- Целенаправленность. Не забывайте о цели своего выступления. Чтобы достичь ее, нужно поработать над ключевыми предложениями и идеями: они должны ясно считываться и хорошо запоминаться.
- Повторение. Чтобы слушатели усвоили основные идеи, вы должны повторить их несколько раз. Необязательно повторять главные мысли дословно, хотя так тоже можно.
- Повышение внимания слушателей к концу. Античные ораторы повышали напряжение своего выступления к концу: кульминация романа не может быть изложена на первой странице книги. Так и с публичными выступлениями – напряжение должно постепенно нарастать к концу. Это старинное правило не лишено смысла хотя бы потому, что людям свойственно лучше запоминать то, что было в конце. Не спешите раскрывать все козыри в начале: задавайте вопросы, давайте слушателям поразмыслить над ними, а только затем отвечайте.
- Неожиданность. Слушатели не должны скучать, а потому удивляйте их неожиданными сравнения и сопоставлениями. Красноречие начинается с умения нестандартно мыслить, и если вы свежо взглянете на предмет своего выступления, речь только выиграет.
- Смысловая насыщенность. Этот принцип ораторского искусства подразумевает, что сложные понятия не должны подаваться «спрессованно»: когда вы вводите много новых слов или идей, слушатели их не понимают и не запоминают. Подавайте информацию дозированно, но без «воды».
- Комические эффекты. Античные ораторы любили повеселить публику: юмор – прекрасное оружие в борьбе за симпатию зала. Толика юмора сделает выступление нескучным, встряхнет аудиторию и привлечет сердца на вашу сторону. Не говорите сухо, это утомляет. Кроме того, удачная острота иногда раскрывает проблему глубже серьезной лекции.