Риторика и ораторское искусство — с чего начать
Ораторское искусство появилось в древние времена и до сих пор остается уважаемой профессией и престижным занятием. Именно владение речью позволяет человеку доказать свою правоту, привлечь внимание общественности и донести до людей какие-то идеи. Большинство современных успешных бизнесменов, политиков, журналистов и даже преподавателей добились признания благодаря своим ораторским способностям. Овладеть умением ораторского искусства может каждый, кто прошел специальные курсы. В процессе обучения человек усваивает основы риторики, беспроигрышные приемы и другие профессиональные фишки.
Кто такой оратор?
Оратором называют человека, умеющего говорить красиво и убедительно, голос которого заставляет окружающих его слушать. Для ораторского искусства также важны психологические знания, которые позволяют правильно воздействовать на публику, вызывать у нее нужные эмоции.
Некоторые полагают, что умение красиво говорить — это врожденный дар, доступный лишь единицам. Однако ораторский талант есть в каждом человеке, и при достаточном желании и усилиях любой может в совершенстве овладеть навыком красивой речи. В понятие успешного публичного выступления входит следующее:
- Целенаправленность — говорящий получает отдачу от публики в виде эмоций, возгласов, вопросов, одобрения.
- Особая техника монолога — применение психологических и риторических хитростей, работа с мимикой и жестами.
- Эффективность — каждое произнесенное оратором слово вызывает нужный ему эффект, ради которого произносилась речь.
Чтобы сделать свое выступление максимально эффектным и красивым, профессиональные ораторы придерживаются следующих правил:
- Выступление должно иметь определенную структуру, быть разбито на блоки, чтобы слушателям было проще воспринимать и запоминать информацию.
- Речь должна быть грамотной, без слов-паразитов и необоснованных пауз, чтобы оратора было приятно слушать.
- Все факты должны быть правдивыми, нельзя манипулировать публикой с помощью лжи, иначе можно потерять авторитет и уважение.
- Выступление должно быть в меру эмоциональным и сухим, чтобы удержать внимание слушателей и не вызвать у них негативные эмоции.
- Речь должна быть лаконичной и емкой — внимания слушателей не хватит на длинные и громоздкие предложения, полные воды.
- Особое внимание стоит уделить началу и концу выступления — грамотно построенное начало помогает привлечь внимание публики, а окончание позволяет подвести итоги сказанного и закрепить в памяти слушателей основные моменты.
- При подготовке выступления следует внимательно изучить особенности аудитории — их возраст, половую и национальную принадлежность, уровень образования. С людьми нужно говорить на понятном им языке, чтобы вызвать эмпатию и донести основные идеи.
При соблюдении всех указанных правил любое выступление будет успешным и позволит оратору добиться своих целей.
Что такое риторика?
Эта наука появилась еще во времена Древней Греции и означает «искусство говорить». Риторика делится на несколько разновидностей:
- Политическая — выступления в публицистическом стиле. Ее цель — убедить население в правильности определенных политических решений.
- Юридическая — применяется адвокатами на судебных заседаниях, позволяет грамотно аргументировать свою позицию и защитить невиновных.
- Военная — направлена на мотивацию солдат к борьбе, напоминая им о чувстве долга и любви к родной стране.
- Педагогическая — направлена на появление у учеников интереса к предмету, умение правильно донести знания.
- Дипломатическая — дает возможность уладить международные конфликты, разрешить спорные вопросы и решить внешние политические задачи государства.
Существуют и другие виды, в зависимости от целей и сферы деятельности оратора.
Структура ораторской речи
Подготовка к выступлению — очень важный этап. От качества подготовки зависит успех выступления, поэтому оно должно представлять собой целую композицию:
- Вступление. В этой части необходимо привлечь внимание публики, наладить с ней контакт и вызвать интерес к поднимаемой проблеме.
- Основная часть. Здесь оратор приводит свои аргументы, подкрепляет их доказательствами, чтобы убедить всех в правильности своей позиции.
- Заключение — подведение итогов сказанного, призыв к публике.
При этом выступление не должно быть сухим и шаблонным — важно сохранять индивидуальность, чтобы придать своим словам узнаваемость и популярность.
Аргументы в риторике
Оратор должен не просто перечислить свои аргументы, а обосновать их весомость. Поэтому в ораторском искусстве используются следующие виды:
- К логосу — оратор защищает определенное утверждение, ссылаясь на обстоятельства дела.
- К этосу — обращение ко всем участникам диалога:
- К авторитету — ссылки на проверенные источники с достоверной информацией, которым публика доверяет.
- К личности — обращение к поведению оппонента (переход на личности, выяснение личных подробностей жизни).
- К пафосу — обращение к чувствам слушателей, которые помогут им принять точку зрения выступающего:
- К выгоде — обращение внимания на личную заинтересованность каждого слушателя в поддержке оратора, поднятие значимых для общества проблем.
- К гордости — похвала слушателей, чтобы расположить их к более лояльному восприятию речи.
- К сожалению — перечисление обстоятельств, которые могут вызвать у людей сочувствие и эмпатию.
В выступлении можно использовать как один, так и несколько видов аргументов. Главное – уместно их применить, равномерно распределив в своем выступлении. Хорошие аргументы строятся по определенной схеме (SEXI):
- S (statement) — утверждение, например, «я намерен построить свою фабрику в этом городе».
- E (explanation) — обоснование правильности своих действий и слов. Лучше привести как можно больше обоснований, чтобы убедить в своей правоте каждого слушателя.
- X (eXample) — пример, который может быть выдуманным или реальным. Слушатели больше доверяют примерам из жизни, например, «такая-то компания тоже открыла свою фабрику, которая принесла городу большую прибыль и новые вакансии». Реальный пример — лучшее доказательство, потому что он наглядно показывает выгоду от принятия точки зрения оратора и все возможные последствия.
- I (impact) — значимость основной идеи выступления для всех присутствующих.
Указанная схема универсальна, она работает в любой сфере — политике, бизнесе, дипломатических отношениях.
Что входит в программу курса?
Существует множество методик по развитию ораторского мастерства. Программа уроков состоит из нескольких важных тем:
- Подготовка публичного выступления — общие рекомендации по оформлению материала, его структурированию и подаче.
- Составление плана выступления — особенности предварительного планирования речи с учетом характеристики публики.
- Основные приемы, которые улучшают восприятие информации слушателями, помогают обратить на себя внимание и заинтересовать людей в поддержке своей позиции.
- Техника выступления — дикция, интонация, жестикуляция.
- Советы по запоминанию текста — публика больше доверяет тем ораторам, которые не читают текст с листа, а знают его наизусть и позволяют себе импровизировать.
- Правила работы с публикой — умение выявлять общественные потребности, психологические приемы воздействия.
Все эти темы необходимы для начинающего оратора и помогут ему сформировать свою индивидуальность и стиль.
Как быстро научиться ораторскому искусству?
Один из лучших ораторов 20 века, Дейл Карнеги, вывел 4 основных правила успеха для оратора:
- Любая речь должна произноситься с сильным стремлением добиться поставленной цели.
- Ни в коем случае не пренебрегать подготовкой к выступлению.
- В любой ситуации необходимо сохранять спокойствие и показывать уверенность.
- Регулярно практиковать свои навыки, чтобы довести их до совершенства.
Чем больше времени уделяется обучению и тренировкам, тем быстрее появится результат. В ораторском деле главное — быть уверенным и настойчивым, ни в коем случае не показывать свои слабости или неуверенность в себе. Овладеть искусством красиво говорить не так уж и сложно, если регулярно заниматься и постоянно совершенствовать свое мастерство. Все великие ораторы когда-то были начинающими, поэтому бояться сложностей не стоит.