Антон Духовский Oratoris

КУРСЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

Санкт-Петербург
Наб. р. Фонтанки, 120
+7 (812) 612-22-10
8 (800) 302-02-78

Риторика и ораторское искусство — с чего начать

Ораторское искусство появилось в древние времена и до сих пор остается уважаемой профессией и престижным занятием. Именно владение речью позволяет человеку доказать свою правоту, привлечь внимание общественности и донести до людей какие-то идеи. Большинство современных успешных бизнесменов, политиков, журналистов и даже преподавателей добились признания благодаря своим ораторским способностям. Овладеть умением ораторского искусства может каждый, кто прошел специальные курсы. В процессе обучения человек усваивает основы риторики, беспроигрышные приемы и другие профессиональные фишки.

Кто такой оратор?

Оратором называют человека, умеющего говорить красиво и убедительно, голос которого заставляет окружающих его слушать. Для ораторского искусства также важны психологические знания, которые позволяют правильно воздействовать на публику, вызывать у нее нужные эмоции.

Некоторые полагают, что умение красиво говорить — это врожденный дар, доступный лишь единицам. Однако ораторский талант есть в каждом человеке, и при достаточном желании и усилиях любой может в совершенстве овладеть навыком красивой речи. В понятие успешного публичного выступления входит следующее:

  1. Целенаправленность — говорящий получает отдачу от публики в виде эмоций, возгласов, вопросов, одобрения.
  2. Особая техника монолога — применение психологических и риторических хитростей, работа с мимикой и жестами.
  3. Эффективность — каждое произнесенное оратором слово вызывает нужный ему эффект, ради которого произносилась речь.


Чтобы сделать свое выступление максимально эффектным и красивым, профессиональные ораторы придерживаются следующих правил:


При соблюдении всех указанных правил любое выступление будет успешным и позволит оратору добиться своих целей.

Что такое риторика?

Эта наука появилась еще во времена Древней Греции и означает «искусство говорить». Риторика делится на несколько разновидностей:

  1. Политическая — выступления в публицистическом стиле. Ее цель — убедить население в правильности определенных политических решений.
  2. Юридическая — применяется адвокатами на судебных заседаниях, позволяет грамотно аргументировать свою позицию и защитить невиновных.
  3. Военная — направлена на мотивацию солдат к борьбе, напоминая им о чувстве долга и любви к родной стране.
  4. Педагогическая — направлена на появление у учеников интереса к предмету, умение правильно донести знания.
  5. Дипломатическая — дает возможность уладить международные конфликты, разрешить спорные вопросы и решить внешние политические задачи государства.

Существуют и другие виды, в зависимости от целей и сферы деятельности оратора.

Структура ораторской речи

Подготовка к выступлению — очень важный этап. От качества подготовки зависит успех выступления, поэтому оно должно представлять собой целую композицию:

  1. Вступление. В этой части необходимо привлечь внимание публики, наладить с ней контакт и вызвать интерес к поднимаемой проблеме.
  2. Основная часть. Здесь оратор приводит свои аргументы, подкрепляет их доказательствами, чтобы убедить всех в правильности своей позиции.
  3. Заключение — подведение итогов сказанного, призыв к публике.

При этом выступление не должно быть сухим и шаблонным — важно сохранять индивидуальность, чтобы придать своим словам узнаваемость и популярность.

Аргументы в риторике

Оратор должен не просто перечислить свои аргументы, а обосновать их весомость. Поэтому в ораторском искусстве используются следующие виды:

  1. К логосу — оратор защищает определенное утверждение, ссылаясь на обстоятельства дела.
  2. К этосу — обращение ко всем участникам диалога:
    1. К авторитету — ссылки на проверенные источники с достоверной информацией, которым публика доверяет.
    2. К личности — обращение к поведению оппонента (переход на личности, выяснение личных подробностей жизни).
  3. К пафосу — обращение к чувствам слушателей, которые помогут им принять точку зрения выступающего:
    1. К выгоде — обращение внимания на личную заинтересованность каждого слушателя в поддержке оратора, поднятие значимых для общества проблем.
    2. К гордости — похвала слушателей, чтобы расположить их к более лояльному восприятию речи.
    3. К сожалению — перечисление обстоятельств, которые могут вызвать у людей сочувствие и эмпатию.


В выступлении можно использовать как один, так и несколько видов аргументов. Главное – уместно их применить, равномерно распределив в своем выступлении. Хорошие аргументы строятся по определенной схеме (SEXI):

  1. S (statement) — утверждение, например, «я намерен построить свою фабрику в этом городе».
  2. E (explanation) — обоснование правильности своих действий и слов. Лучше привести как можно больше обоснований, чтобы убедить в своей правоте каждого слушателя.
  3. X (eXample) — пример, который может быть выдуманным или реальным. Слушатели больше доверяют примерам из жизни, например, «такая-то компания тоже открыла свою фабрику, которая принесла городу большую прибыль и новые вакансии». Реальный пример — лучшее доказательство, потому что он наглядно показывает выгоду от принятия точки зрения оратора и все возможные последствия.
  4. I (impact) — значимость основной идеи выступления для всех присутствующих.

Указанная схема универсальна, она работает в любой сфере — политике, бизнесе, дипломатических отношениях.

Что входит в программу курса?

Существует множество методик по развитию ораторского мастерства. Программа уроков состоит из нескольких важных тем:

  1. Подготовка публичного выступления — общие рекомендации по оформлению материала, его структурированию и подаче.
  2. Составление плана выступления — особенности предварительного планирования речи с учетом характеристики публики.
  3. Основные приемы, которые улучшают восприятие информации слушателями, помогают обратить на себя внимание и заинтересовать людей в поддержке своей позиции.
  4. Техника выступления — дикция, интонация, жестикуляция.
  5. Советы по запоминанию текста — публика больше доверяет тем ораторам, которые не читают текст с листа, а знают его наизусть и позволяют себе импровизировать.
  6. Правила работы с публикой — умение выявлять общественные потребности, психологические приемы воздействия.

Все эти темы необходимы для начинающего оратора и помогут ему сформировать свою индивидуальность и стиль.

Как быстро научиться ораторскому искусству?

Один из лучших ораторов 20 века, Дейл Карнеги, вывел 4 основных правила успеха для оратора:

  1. Любая речь должна произноситься с сильным стремлением добиться поставленной цели.
  2. Ни в коем случае не пренебрегать подготовкой к выступлению.
  3. В любой ситуации необходимо сохранять спокойствие и показывать уверенность.
  4. Регулярно практиковать свои навыки, чтобы довести их до совершенства.

Чем больше времени уделяется обучению и тренировкам, тем быстрее появится результат. В ораторском деле главное — быть уверенным и настойчивым, ни в коем случае не показывать свои слабости или неуверенность в себе. Овладеть искусством красиво говорить не так уж и сложно, если регулярно заниматься и постоянно совершенствовать свое мастерство. Все великие ораторы когда-то были начинающими, поэтому бояться сложностей не стоит.

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ СТАТЬИ

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО

Получайте статьи и видео уроки от Антона на почту

Нажимая на кнопку, я принимаю условия Политики конфиденциальности