ХОТИТЕ ПРОЙТИ ОНЛАЙН КУРСЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА?
Осознанная речь — один из ценнейших «даров» эволюции человечеству. Произнеся первое слово, ребенок начинает активную коммуникацию с социумом, и задача родителей — сделать ее эффективной и успешной. Красноречие, умение внятно, красиво говорить, четко выстраивать логику повествования, нужно развивать и оттачивать с момента осознания детьми своей личности. Ребенок младшего и подросткового возраста с высокой речевой культурой добивается поставленных целей и интегрируется в общество гораздо легче, чем сверстники, не обладающие навыками плодотворного общения.

Для чего детям младшего возраста и подросткам нужны уроки риторики?

Риторика — наука, которая помогает раскрывать коммуникативный потенциал ребенка. Дети с трех-шести лет уже активно общаются со сверстниками, родными, другими взрослыми, и эта социализация напрямую влияет на формирование личности, ее психологического «фундамента». Искусство убеждать и «представлять себя» в обществе тесно связано с умением выстраивать вербальные коммуникационные связи. Если ребенок научится говорить связно, красиво и по делу, ему будет проще вступать в диалоги, доносить свою мысль или просьбу, убеждать и общаться. Он сможет успешнее учиться в школе, ВУЗе, выстраивать деловую коммуникацию и продвигаться по карьерной лестнице. Великие российские ученые (И.Павлов, М. Ломоносов) называли риторику основой для формирования правильного мышления и умения логически размышлять. Без грамотной речи, даже зная предмет, школьник не сможет удачно выступить у доски или на устном экзамене, а взрослый оратор — защитить свое мнение перед собравшимися коллегами или советом директоров. Правильно подобранные упражнения, уроки риторики, выстроенные в соответствии с возрастом и особенностями ребенка, помогают:
  • научиться доносить информацию до любого собеседника, формулировать убедительные аргументы, четко и связно выражать мысль;
  • улучшить дикцию, сделать речь плавной, интонационно богатой, артикулированной;
  • понятно говорить, не повышая голос и «управлять громкостью» речи в своих целях;
  • во время выступлений правильно подкреплять слова интонацией, жестами и мимикой;
  • быстро находить точные формулировки, дополнять речь красивыми и не «перегруженными» образами, подходящими к ситуации;
  • формулировать вопросы так, чтобы получить максимально полезный ответ;
  • правильно анализировать и оценивать ситуации, возникающие во время общения;
  • вступать в контакт с мало- и незнакомыми, стоящими выше по рангу людьми (начальством, учителями, экзаменаторами);
  • научиться внимательно слушать, соблюдать последовательность говорения, терпеливо относиться к собеседнику;
  • выработать собственный ораторский стиль и избежать ошибок при выступлениях;
  • стать увереннее в себе, свободно, без физических и психологических зажимов выступать перед любой аудиторией.

Как учиться риторике и ораторскому мастерству

Чтобы достичь вышеназванных и других целей, в риторике широко используются:
  • индивидуальные или групповые тренинги с профессиональными наставниками, на которых дети и подростки учатся взаимодействию и ораторскому искусству;
  • специальные упражнения на говорение, запоминание, логику, чтение — их выполняют дома или на занятиях;
  • дополнительные домашние занятия с родителями — игры, чтение вслух и так далее.
При занятиях важно помнить о возрастных и личностных особенностях ребенка. Педагоги и ученые полагают, что лучший возраст для начала полноценных занятий — 6-12 лет. Для детей помладше стоит подбирать специализированные тренинги и упражнения, которые помогут им подготовиться к переходу на «следующий этап». Дети различны — кто-то изначально склонен к построению сложных речевых оборотов, другим они удаются с трудом. Грамотный педагог пред занятиями обязательно побеседует с ребенком, выслушает родителей и составит собственное, подкрепленное опытом и квалификацией, мнение. На основе изучения личности формируется методика обучения, подбираются конкретные упражнения, которые родители смогут самостоятельно выполнять с ребенком дома. Для успешного достижения цели уроки и «домашние задания» должны:
  • быть регулярными — родителям и педагогам нужно правильно составить график занятий и придерживаться его, чтобы каждодневные малые усилия «переплавились» в серьезный, масштабный результат;
  • связываться единым подходом и целью — системность позволяет, и сформулировать задачу, и оперативно ее решить;
  • включать не только непосредственные уроки риторики, но и упражнения, развивающие воображение, улучшающие навыки чтения и написания речей, литературные и сценические задания.

Как выполнять упражнения по риторике

Перед любым уроком нужно подготовить помещение: проветрить его, «отсечь» все посторонние звуки — выключить музыку, закрыть окно или дверь. Во время занятий присутствующие взрослые — родители, практикующие педагоги — должны располагаться так, чтобы ребенок видел все движения, которые ему нужно повторить. Если дети маленькие, необходимо сесть, иначе они не рассмотрят движения челюсти, языка. Во время выполнения упражнений нужно:
  • следить за положением тела — ребенок должен выпрямить корпус, расправить грудную клетку;
  • создать правильную атмосферу и «настрой» — подолгу и с увлечением разговаривать и тренироваться ребенок или неусидчивый подросток сможет только с хорошим настроением;
  • говорить в верном темпе — все слова в упражнении произносить небыстро, с расстановкой, но без ненужных пауз.
Дополнить курс риторики стоит уроками вокала, изучением скороговорок, домашними выступлениями. Детям дошкольного возраста родители обязательно должны читать вслух, для детей постарше подойдет сценическая или литературная импровизация, тренировка запоминания услышанного текста. Важно предварять обучение физической подготовкой. Она специфична: «тренируются» челюсти, мимические лицевые мышцы, язык с губами. Занимаясь артикуляционной гимнастикой, дети научатся произносить слова и сочетания звуков, которые трудно им даются. В тренировку включают упражнения на:
  • Открывание рта. Губы растягивают в улыбке, медленно опускают нижнюю челюсть, следя, чтобы язык не напрягался. Держать рот широко открытым нужно до 10 секунд, потом медленно закрыть его и повторить до 5 раз, не меняя темпа. Для маленьких детей упражнение сравнивают с зеванием животного или кормлением птенцов в гнезде, чтобы малышам было интереснее.
  • Улыбку. Ученики неспешно растягивают губы, следя, чтобы они не подворачивались, а челюсти не напрягались. Понадобится 3-4 повтора. Упражнение поможет научиться красиво улыбаться, аккуратно показывая передние зубы.
  • Вытягивание губ. Их нужно сомкнуть и вытянуть в «трубочку», удерживая в напряженном положении 5-10 секунд. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Нужно сделать от 3 до 5 повторов.

Классические домашние упражнения по риторике

Дома рекомендуют выполнять базовые упражнения, направленные на совершенствование речевого и когнитивного аппарата. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста подойдут:
  • выразительное чтение вслух — взрослые произносят фразу, а ребенок повторяет ее, сохраняя темп и интонацию;
  • объяснение понятий и формулировка определений — взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает («яблоко, это фрукт, который...»);
  • рифмование сначала слов, потом фраз;
  • нахождение отличий между предметами, понятиями;
  • «слушание тишины», описание звуков в комнате и за окном, которые слышны, когда люди замолкают (пение птиц, тиканье часов);
  • произнесение скороговорок или речевок, подкрепленное жестами — на каждой фразе ребенок должен ритмично хлопать в ладоши, притопывать ногами;
  • подбор синонимов и слов, связанных с определенной темой и так далее.
Для подростков актуальны классические командные игры:
  • «Алфавит» (на речевую ассоциативность) — подбор сначала отдельных слов, затем целых фраз, начинающихся на определенную букву, и в конце — связного рассказа;
  • «Рисование предметов» (на развитие навыка жестикуляции) — ведение рассказа на выбранную тему, где каждое слово подкрепляется описательными жестами;
  • «Рассказ на свободную тему» (на креативность в речи): ведущий задает начало повествования, каждый участник последовательно продолжает его, затем следующему человеку дается новое задание.
Эти упражнения — база, полезная, но не раскрывающая всего многообразия ситуаций, которые происходят во время обучения и в реальной жизни. Практика под руководством профессионального наставника — ключевой принцип эффективных занятий. Только с опытным специалистом, помногу работающим с детьми индивидуально и в группах, вы добьетесь качественного «прорыва» в умениях конкретного ребенка. Приглашаем вас на уроки риторики в самую большую школу ораторского искусства Санкт-Петербурга — Oratoris. Здесь слушатели совершенствуют навыки публичных выступлений, учатся глубоко мыслить. Наше кредо — комплексный подход к занятиям, который заложит основу успешности человека в личном общении, поспособствует его карьере в дальнейшем. Обучаясь у нас, Вы освоите навыки ораторского мастерства — непременное условие уверенности в себе и умения «бескровно» отстаивать свои интересы в конфликтных ситуациях. Приглашаем вас записаться на индивидуальные и групповые занятия по риторике и на практике убедиться в их действенности.