Для чего детям младшего возраста и подросткам нужны уроки риторики?
Риторика — наука, которая помогает раскрывать коммуникативный потенциал ребенка. Дети с трех-шести лет уже активно общаются со сверстниками, родными, другими взрослыми, и эта социализация напрямую влияет на формирование личности, ее психологического «фундамента». Искусство убеждать и «представлять себя» в обществе тесно связано с умением выстраивать вербальные коммуникационные связи. Если ребенок научится говорить связно, красиво и по делу, ему будет проще вступать в диалоги, доносить свою мысль или просьбу, убеждать и общаться. Он сможет успешнее учиться в школе, ВУЗе, выстраивать деловую коммуникацию и продвигаться по карьерной лестнице. Великие российские ученые (И.Павлов, М. Ломоносов) называли риторику основой для формирования правильного мышления и умения логически размышлять. Без грамотной речи, даже зная предмет, школьник не сможет удачно выступить у доски или на устном экзамене, а взрослый оратор — защитить свое мнение перед собравшимися коллегами или советом директоров. Правильно подобранные упражнения, уроки риторики, выстроенные в соответствии с возрастом и особенностями ребенка, помогают:- научиться доносить информацию до любого собеседника, формулировать убедительные аргументы, четко и связно выражать мысль;
- улучшить дикцию, сделать речь плавной, интонационно богатой, артикулированной;
- понятно говорить, не повышая голос и «управлять громкостью» речи в своих целях;
- во время выступлений правильно подкреплять слова интонацией, жестами и мимикой;
- быстро находить точные формулировки, дополнять речь красивыми и не «перегруженными» образами, подходящими к ситуации;
- формулировать вопросы так, чтобы получить максимально полезный ответ;
- правильно анализировать и оценивать ситуации, возникающие во время общения;
- вступать в контакт с мало- и незнакомыми, стоящими выше по рангу людьми (начальством, учителями, экзаменаторами);
- научиться внимательно слушать, соблюдать последовательность говорения, терпеливо относиться к собеседнику;
- выработать собственный ораторский стиль и избежать ошибок при выступлениях;
- стать увереннее в себе, свободно, без физических и психологических зажимов выступать перед любой аудиторией.
Как учиться риторике и ораторскому мастерству
Чтобы достичь вышеназванных и других целей, в риторике широко используются:- индивидуальные или групповые тренинги с профессиональными наставниками, на которых дети и подростки учатся взаимодействию и ораторскому искусству;
- специальные упражнения на говорение, запоминание, логику, чтение — их выполняют дома или на занятиях;
- дополнительные домашние занятия с родителями — игры, чтение вслух и так далее.
- быть регулярными — родителям и педагогам нужно правильно составить график занятий и придерживаться его, чтобы каждодневные малые усилия «переплавились» в серьезный, масштабный результат;
- связываться единым подходом и целью — системность позволяет, и сформулировать задачу, и оперативно ее решить;
- включать не только непосредственные уроки риторики, но и упражнения, развивающие воображение, улучшающие навыки чтения и написания речей, литературные и сценические задания.
Как выполнять упражнения по риторике
Перед любым уроком нужно подготовить помещение: проветрить его, «отсечь» все посторонние звуки — выключить музыку, закрыть окно или дверь. Во время занятий присутствующие взрослые — родители, практикующие педагоги — должны располагаться так, чтобы ребенок видел все движения, которые ему нужно повторить. Если дети маленькие, необходимо сесть, иначе они не рассмотрят движения челюсти, языка. Во время выполнения упражнений нужно:- следить за положением тела — ребенок должен выпрямить корпус, расправить грудную клетку;
- создать правильную атмосферу и «настрой» — подолгу и с увлечением разговаривать и тренироваться ребенок или неусидчивый подросток сможет только с хорошим настроением;
- говорить в верном темпе — все слова в упражнении произносить небыстро, с расстановкой, но без ненужных пауз.
- Открывание рта. Губы растягивают в улыбке, медленно опускают нижнюю челюсть, следя, чтобы язык не напрягался. Держать рот широко открытым нужно до 10 секунд, потом медленно закрыть его и повторить до 5 раз, не меняя темпа. Для маленьких детей упражнение сравнивают с зеванием животного или кормлением птенцов в гнезде, чтобы малышам было интереснее.
- Улыбку. Ученики неспешно растягивают губы, следя, чтобы они не подворачивались, а челюсти не напрягались. Понадобится 3-4 повтора. Упражнение поможет научиться красиво улыбаться, аккуратно показывая передние зубы.
- Вытягивание губ. Их нужно сомкнуть и вытянуть в «трубочку», удерживая в напряженном положении 5-10 секунд. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Нужно сделать от 3 до 5 повторов.
Классические домашние упражнения по риторике
Дома рекомендуют выполнять базовые упражнения, направленные на совершенствование речевого и когнитивного аппарата. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста подойдут:- выразительное чтение вслух — взрослые произносят фразу, а ребенок повторяет ее, сохраняя темп и интонацию;
- объяснение понятий и формулировка определений — взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает («яблоко, это фрукт, который...»);
- рифмование сначала слов, потом фраз;
- нахождение отличий между предметами, понятиями;
- «слушание тишины», описание звуков в комнате и за окном, которые слышны, когда люди замолкают (пение птиц, тиканье часов);
- произнесение скороговорок или речевок, подкрепленное жестами — на каждой фразе ребенок должен ритмично хлопать в ладоши, притопывать ногами;
- подбор синонимов и слов, связанных с определенной темой и так далее.
- «Алфавит» (на речевую ассоциативность) — подбор сначала отдельных слов, затем целых фраз, начинающихся на определенную букву, и в конце — связного рассказа;
- «Рисование предметов» (на развитие навыка жестикуляции) — ведение рассказа на выбранную тему, где каждое слово подкрепляется описательными жестами;
- «Рассказ на свободную тему» (на креативность в речи): ведущий задает начало повествования, каждый участник последовательно продолжает его, затем следующему человеку дается новое задание.