КУРСЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
В половине случаев в возникновении конфликта нет инициативы участников диалога. Все дело в конфликтогенах – словах, действиях или бездействии, которые могут спровоцировать конфликтную ситуацию. Ключевое значение имеет именно возможность, а не гарантия развития негативного сценария. Как люди реагируют на обиду? Многие ответят грубостью на грубость, другие смогут промолчать и не дать развиться ссоре и лишь единицы вовсе не обратят внимания. Опасность конфликтогенов в том, что они могут стать причиной зарождение сразу нескольких оснований для конфликта, решения каждого из которых потребует отдельного внимания.
Конфликтогенное поведение имеет ряд особенностей и проявляется в следующих формах:
Перебивание, отсутствие доверия к собеседнику.
Навязывание точки зрения.
Сравниванием собеседника с собой, постановка себя в пример.
Занижение значимости собеседника, его вклада в работу.
Неискренность.
Непризнание своих ошибок, упрямство.
Неожиданные изменения в темпе беседы, ее резкое прекращение.
Неспособность принять точку зрения собеседника.
Человек гораздо более остро воспринимает то, что говорят ему другие. То, что говорит он сам, далеко не всегда подвергается такому же анализу, как слова собеседника. Стремление защитить себя и свое достоинство и заставляет острее реагировать, видеть в чужих словах неприемлемые для себя вещи, интонации, высказывания, даже движения.
Конфликтогенное поведение можно условно разделить на пять категорий:
Общение с позиции превосходства.
Эгоизм.
Агрессия.
Пренебрежение правилами.
Стечение обстоятельств, приводящее к конфликту.
Разберем подробнее каждый из типов.
Это могут быть явные проявления, выражающиеся в приказах, угрозах, грубых замечаниях, насмешках, критике, сарказме. Могут быть и менее выраженные на первый взгляд, но не менее оскорбительные проявления: снисходительное обращение, проявление превосходства с ложной доброжелательностью вроде «пожалуйста, успокойтесь», «не нервничайте», «разве не понятно?», «вы же умный человек».
Основные провокаторы конфликтов:
Снисходительность к собеседнику.
Скрытое или явное восхваление своих качеств с одновременным обесцениванием качеств, заслуг другого человека.
Категоричность в суждениях, уверенность в собственной правоте, безапеляционность.
Навязчивое стремление посоветовать, указание на то, что невыполнение совета будет означать ошибку. Ничего кроме желания поступить по-другому таким способом добиться не удастся.
Советы и указания на ошибки в присутствии третьих лиц. Такие высказывания будут восприняты как упреки.
Повышение тона, перебивание собеседника, лишение его возможности вставить реплику и выразить мнение. Будет казаться, что слушать нужно только одного, ведь его мнение ценнее и правильнее.
Любое их проявления почти наверняка вызовет эффект, обратный ожидаемому. Вместо следования советам собеседник, скорее всего, воспримет это как оскорбление, унижение собственного достоинства, внутри него будет зреть негативное отношение.
Агрессия может быть привычным поведением для человека или обуславливаться сложившимися обстоятельствами. Люди не часто бывают агрессивными с рождения. Чаще это результат действий других людей и окружающих событий. Ее могут провоцировать:
События в личной жизни или на работе.
Внутренние переживания, комплексы.
Плохое состояние здоровья или самочувствие.
Конфликтоген.
Сниженная самооценка, желание самоутвердиться.
Скрытая агрессия может долгое время не проявляться, оставаться внутри человека и назревать по мере накопления факторов, ее провоцирующих. Со временем такая ситуация разрешается внешним проявлением, явной агрессией.
Эгоизм всегда является конфликтогеном. Человек, его проявляющий, ведет себя не справедливо о отношению к другому, подчеркивает свое превосходство. Собеседник расценивает это как несправедливость и это приводит к возникновению конфликта. К проявлениям эгоизма относятся:
Стремление удовлетворить свои потребности без внимания к потребностям собеседника.
Попытка обмануть или обман с целью выгоды для себя и с возможным ущербом для другого.
Утаивание важной информации, перекладывание ответственности.
В результате эгоистичного поведения человек становится неприятен окружающим, со временем начинает понимать и ощущать на себе эту неприязнь. Все это приводит к агрессии эгоиста в ответ на неприятие его другими людьми.
Пренебрежение правилами всегда приводит к конфликту.
Нарушение трудового распорядка в коллективе, опоздание.
Правила безопасности, безответственное поведение на дороге.
Игнорирование норм этики, вежливости.
Несоблюдение субординации.
Правила существуют для того, чтобы конфликтных ситуаций было как можно меньше. Когда находится тот, кто правила игнорирует, это не может не стать конфликтогеном для окружающих.
Неблагоприятное стечение обстоятельств
Конфликт может произойти не только по вине человека, который неправильно себя ведет. К созданию неблагоприятной ситуации могут приводить и случайные события, такие как:
Взаимодействие с человеком, который уже чем-то раздражен и агрессивен к окружающим.
Плохая погода, поломка машины, потеря денег, проблемы на работе и другие факторы, которые могут провоцировать прежде уравновешенного и вежливого человека на конфликтогенное поведение.
Обострение противоречий в коллективе, столкновение двоих людей или группы могут возникать в ходе решения рабочих задач или при личном диалоге. К таким конфликтам могут приводить нарушения правил деловой коммуникации, накопившиеся личностные претензии между участниками. В условиях делового коллектива конфликты могут быть конструктивными или деструктивными, в зависимости от проблемы, спровоцировавшей противостояние.
Что может спровоцировать конфликт в деловом разговоре:
Разные точки зрения на одну и ту же ситуацию.
Отсутствие взаимопонимания между собеседниками.
Разный уровень интеллекта, понимания ситуации.
Разный уровень дохода, статус в коллективе, уровень авторитета.
Нарушение одним из собеседников норм субординации, вежливости, неуважение.
Виды конфликтов в коллективе:
Конфликт реальный, спровоцированный желанием добиться своего, отстоять точку зрения.
Деструктивное столкновение, которое не ведет к решению проблемы и в основном базируется на личной неприязни, раздражении. Такие ситуации чаще всего решаются при участии третьей стороны.
Конструктивный конфликт, в ходе которого рождается требуемое решение.
Компромисс – решение по согласию обеих сторон, когда каждая из них соглашается поступиться частью требований во имя успешного решения.
Закон эскалации строится на том, что человек, отвечая на конфликтоген, старается сделать это как можно жестче. Он выбирает еще более сильный конфликтоген и атакует им обидчика, стремясь задеть его как можно сильнее. Получив негатив от оппонента, человек старается компенсировать нанесенный ему психологический ущерб, обидеть в ответ на обиду, и сделать это сильнее чем собеседник. Чтобы у того никогда больше не возникало желание атаковать, позволять себе подобное в будущем. Эта защитная реакция и становится поводом для эскалации даже незначительных на первый взгляд ситуаций, перерастание их в полноценный конфликт.
Умение управлять противоречиями позволяет удерживать их в рамках, не допускать развития, доведения проблемы до того уровня, когда она может навредить. Цель управления конфликтом – его нейтрализация, решение наилучшим для всех сторон способом. Есть несколько стратегий обращения с конфликтогенами. Выбор подходящей зависит от того, насколько велика настойчивость в удовлетворении потребностей собственных и потребностей противоположной стороны.
Стратегии поведения для выходя из ситуации:
Отстаивание своих интересов, настойчивое продвижение к решению задачи в свою пользу. Противодействие.
Изменение позиции для сглаживания противоречий, уступка, готовность поступиться своими интересами.
Уход – выход из противостояния, отказ от отстаивания точки зрения без разрешения проблемы.
Компромисс – готовность к взаимным уступкам ради достижения обоюдно выгодного результата.
Поиск решения, устраивающего обе стороны, без отказа от интересов обеих сторон – сотрудничество.
Чтобы не допустить конфликтогенных ситуаций, достаточно придерживаться правил. Это поможет сдержать агрессию, преодолеть чрезмерный эгоизм и избежать общения с позиции главенства над собеседником.
Работа по преодолению стремления к превосходству. Заключается в том, чтобы дать собеседнику выразить свою мысль, подчеркнуть его компетентность, значимость. Также можно занизить собственные достоинства, тем самым дав собеседнику почувствовать себя лучше и увереннее. Тщеславие можно нейтрализовать только скромностью.
Сдерживать агрессию. Агрессия всегда находит выход. Но выплескивание ее на окружающих всегда несет негативные последствия и возвращается с еще большей силой обратно. Но и держать ее в себе так же не лучший выход, это может привести к негативным последствиям и даже к психическому расстройству. Выход – выговориться, проанализировать причины, посетить психотерапевта, заняться активными видами спорта, выплеснуть накопленный негатив в творчестве. Сдерживать себя – наихудший вариант. Вместо этого нужно провести анализ, понять что провоцирует агрессию и работать в направлении минимизации раздражающих факторов.
Эгоизм – крайность, от которой необходимо избавиться. Другая крайность, которая не менее вредна, чем эгоизм – это альтруизм. Решение проблемы будет заключаться в поиске разумного баланса между этими двумя крайностями. Подход к понятию эгоизма с точки зрения философии говорит о том, что принося добро другим, человек в первую очередь делает лучше себе. Приносить себе радость через других – этот тот принцип, который позволит преодолеть эту негативную черту в себе и не продуцировать конфликтогены в отношениях с окружающими.
Стороны могут и не вступать в противостояние, тогда и методы решения не нужны. При условии соблюдения всеми участниками взаимодействия простых правил, конфликтогенов вовсе не будет, или они не будут существенно влиять на атмосферу в коллективе.
Что такое сторителлинг, виды и приемы
Хорошо подготовленный, интересный рассказ спосо...Как преодолеть страх публичных выступлений
Не секрет, что боязнь выступлений перед аудитор...Как подготовить план выступления
<p<На подготовку публичного выступления н...Что такое деловая коммуникация
Коммуникация в деловом коллективе – важнейшая с...Ораторское искусство: основные правила
Ораторское мастерство – это искусство публичных...Выступление перед статусной аудиторией
Выступление перед публикой требует значительной...Как записывать видеоуроки: восемь секретов орат...
Одиннадцать лет назад я стал тренером по оратор...Имидж оратора
Аудитория оценивает выступающего с речью челове...Увидеть больше статей
Получайте статьи и видео уроки от Антона на почту
Нажимая на кнопку, я принимаю условия Политики конфиденциальности