
Развитие правильного дыхания
Дыхание – физиологическая основа речи, поэтому начинать постановку голоса следует с него. Цель дыхательных упражнений – отработка сильного, экономного и равномерного выдоха. Если вы говорите тихо, то с высокой долей вероятности проблема кроется именно в слабом выдохе. Также нужно научиться пополнять легкие незаметно, чтобы речь не прерывалась ненужными по смыслу паузами. Для этого придется задействовать весь мышечный аппарат грудной клетки, включая ребра и диафрагму. Наконец, на дыхание влияет поза, поэтому не забудьте расправить плечи и подтянуть живот.Упражнение 1
Тренируем правильное дыхание. Станьте прямо, но не напрягайтесь. Положите одну ладонь на верхнюю часть живота, вторую – сбоку на талию. Это нужно, чтобы вы могли почувствовать движения ребер и диафрагмы во время упражнения. Без усилия вдохните, а выдыхайте на счет от 1 до 5. Считать вслух не надо, сосредоточьтесь на движении ребер и диафрагмы. Грудная клетка не должна растягиваться, как при глубоком вдохе! Вдох короткий и естественный, выдох – долгий и плавный, но без усилия.Упражнение 2
Экономный вдох – короткий и бесшумный. Послушайте аудиокнигу, которую читает известный актер, и обратите внимание: вы не слышите, как он вдыхает. Вы также можете записать собственное чтение вслух, чтобы убедиться: вдох может быть слышен, иногда из-за него возникают нарушающие смысл паузы. Чтобы этого не происходило, тренируем экономный вдох. Для этого нужно вдохнуть носом, задержать на счет 1-3 дыхание и плавно выдохнуть через рот на счет от 1 до 5. Выдох – долгий и плавный, вдох – короткий и естественный. Следите за мышцами пресса! Они не должны расслабляться, живот должен быть подобран.Упражнение 3
Еще одно упражнение на экономный выдох. Сделайте глубокий вдох через нос на счет 1-3. Задержите дыхание на счет «раз», а затем плавно выдыхайте через рот, произнося «с», «ф» или «ш». Звук «с» должен звучать без толчков, вибрации или ослабления к концу выдоха.Упражнение 4
Переходить к этому упражнению следует только после того, как вы освоили экономный вдох и плавный выдох на звуках «с», «ф» и «ш». Положение тела то же: стоя, плечи развернуты, живот подобран. Сделайте глубокий вдох через нос, короткую паузу, а затем на одном выдохе читайте скороговорку. Она должна звучать плавно, без толчков и пауз для забора воздуха.
Постановка голоса
Работа над постановкой голоса начинается с поиска собственного тембра и естественного звучания. Это отправная точка: определите громкость и тембр речи, при которых голосовые связки не напрягаются, речь не срывается в визг или хрип. Запомните естественное звучание: ваша задача – улучшить силу и выразительность речи именно в этом комфортном состоянии. Можете записать на аудио короткий отрывок стиха, скороговорку или отрывок прозы в своем тембре, чтобы затем можно было сравнить звучание до и после упражнений. Если постоянно перенапрягать связки, голос «сорвется».Упражнение 1
Занимайтесь сидя, но не сутультесь – положение тела влияет на звук. Слегка приподнимите голову. Сделайте глубокий вдох через нос, а на выдохе тяните сонорные звуки: «л», «м», «л», «р». Следите, чтобы звук получался равномерным, не дрожал, не угасал и не срывался.Упражнение 2
Усложните предыдущее упражнение: добавляйте к сонорным звукам гласные. Произносите их на выдохе плавно и протяжно, как будто поете. Важно: акцент должен быть не на гласном звуке, а на сонорном: «ммма», «ммме», «ммми» и так далее. Чтобы поставить речь и расширить диапазон, постепенно усиливайте громкость: каждый слог произносите тихо, громче и громко. Затем в обратном порядке: громко, тише, тихо.Упражнение 3
Если получается протягивать слоги равномерно, без дрожания и толчков, переходите к следующему уровню сложности. На выдохе проговаривайте серию слогов с каждым сонорным, например: «ла», «ле», «ли», «ло», «лу», «лы», «лэ», «ля». Слоги не должны сливаться в одно слово, делайте между ними паузу. Сначала говорите медленно, затем – с ускорением к концу ряда, затем – с замедлением. Выпишите слоги заранее: необходимость держать их в памяти будет отвлекать от основной задачи по развитию речи. По такому же принципу можно заниматься со скороговорками.Упражнение 4
Это упражнение развивает не только голосовой диапазон, но также артикуляцию. Используйте сложные сочетания согласных для отработки техники речи и правильности произношения. Для этого произносите слоги слитно. Но читайте их построчно: одна строка – один долгий плавный выдох. Сначала читайте медленно и шепотом, затем громче и в естественном темпе, затем быстро и громко. Используйте камушки или орешки – препятствия для языка. Примеры сложных слогов:- ПТКИ, ПТКЭ, ПТКА, ПТКО, ПТКУ, ПТКЫ, ПТКЕ, ПТКЯ, ПТКЁ, ПТКЮ
- БДГИ, БДГЭ, БДГА, БДГО, БДГУ, БДГЫ, БДГЕ, БДГЯ, БДГЁ, БДГЮ
- МРЛИ, МРЛЭ, МРЛА, МРЛО, МРЛУ, МРЛЫ, МРЛЕ, МРЛЯ, МРЛЁ, МРЛЮ
- РЖЛИ, РЖЛЭ, РЖЛА, РЖЛО, РЖЛУ, РЖЛЫ, РЖЛЕ, РЖЛЯ, РЖЛЁ, РЖЛЮ
- ЛМНИ, ЛМНЭ, ЛМНА, ЛМНО, ЛМНУ, ЛМНЫ, ЛМНЕ, ЛМНЯ, ЛМНЁ, ЛМНЮ
- ФТЧИ, ФТЧЭ, ФТЧА, ФТЧО, ФТЧУ, ФТЧЫ, ФТЧЕ, ФТЧЯ, ФТЧЁ, ФТЧЮ
