КУРСЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Умение правильно отказывать — один из важнейших навыков результативной коммуникации. Неважно, где вы общаетесь: в дружеском семейном кругу или на работе, в деловых переговорах. Нужно знать, как, научившись отказывать людям, сохранить с ними конструктивные отношения, остаться вежливым, уравновешенным человеком, с которым хочется иметь дело. Разберем, что для этого понадобится и как избежать «подводных камней», осваивая умение отказывать.
Перед тем, как учиться говорить «нет», нужно выяснить причины неумения. Они могут быть разными, но главным образом, это чувство вины, которое возникает из-за нежелания причинить просящему дискомфорт и прослыть невежливой, черствой личностью. Мы боимся, что на нас разозлятся, обидятся, прекратят с нами общение или уволят, так как мозг поневоле «проигрывает» худшие сценарии из возможных. Вместо этого нужно спросить себя, что на самом деле будет, если не сказать, что хочется, и какие будут последствия у безотказного поведения.
Последствия безотказного поведения
Ведущие специалисты по поведению (Харриет Бейкер, Патти Брайман и другие) в один голос говорят: избегая конфликтов, вы не приближаетесь к успешному поведению, а наоборот. Если не научиться давать отказ, вы:
разочаруетесь в себе — говорить вслух то, что необходимо и хочется, полезно для самооценки;
разозлитесь на просящего — даже если человек не обижен отказом, вы рискуете испортить с ним отношения;
утратите искренность в отношениях — учиться «проговаривать» беспокоящие вас вещи важно для сохранения качества общения;
«утонете» в малозначимых, но трудновыполнимых просьбах — научиться давать отказ важно для грамотного планирования жизни с упором на собственные потребности, а не эфемерные и навязанные обязательства.
Как, говоря «нет», добиваться результатов
Как, говоря «нет» без угрызений совести, сохранить конструктив? Прежде всего, научитесь правильно выбирать тактику, исходя из того, кто вас просит.
Общение с друзьями
Как учиться говорить «нет», если совсем не хочется обижать близких и важных вам людей отказом? Общение с друзьями имеет специфику — важно сохранить теплые отношения. В этом поможет прием «оборачивания» отказа комплиментом. Говорите смело, что не хотите/не можете выполнить просьбу, но выразите признательность, скажите, что цените обращение к вам как к другу.
Отказ мужчинам
На «тонкий лед» мы ступаем, когда говорим неприятное мужчинам. Может случиться всякое: от охлаждения важных нам отношений до реального риска агрессии. Чувствительность иногда заставляет терзаться угрызениями совести, однако, нельзя, чтобы неуверенность была слышна в голосе. Говорите твердо, без виноватого вида, иначе отказ будет выглядеть как оправдание, но вы же ни в чем не провинились.
Важно: не упустите момент. Необходимо научиться давать отказ сразу, иначе мужчина подумает, что вы хотите услышать от него уговоры и не прекратит попытки.
Как отказать ребенку и научить его самого давать отказ
Научить себя давать отпор детям нужно, прежде всего, для их пользы. Капризы, истерики, которым потакают взрослые, могут нанести формирующейся личности большой вред. Соблюдайте несколько принципов:
последовательность — если говорите «нельзя», то это «нельзя» при любых обстоятельствах, иначе ребенок не будет вообще обращать внимания на запреты;
понятность — объясняйте, почему вы не можете выполнить просьбу;
благожелательность и спокойствие — говорите мягко, но уверенно, не повышайте тон и не срывайтесь, даже если ребенок криком привлекает всеобщее внимание.
Важно научить своего ребенка, как, говоря «нет», отстаивать собственные интересы. Рассказывайте ему, что нельзя поддаваться манипуляциям близких людей и взрослых, бояться прослыть трусом. Ребенок, зная, как говорить «нет», добьется результатов в общении со сверстниками и сможет отстаивать свое мнение, когда вырастет.
Как, говоря «нет», делать это конструктивно: простые правила
Перед тем, как учить говорить «нет», психологи просят клиентов подумать о себе и четко сформулировать свои потребности. Это первое простое правило отказа: задайте себе вопрос, что именно вы получите, согласившись, и так ли это ценно для вас. Может, «нет» будет лучшим выбором в перспективе, чем «да»?
Второе правило — обосновывайте отказ. Можно ссылаться на объективные или субъективные причины, негативный личный опыт. Не оправдывайтесь — ваши аргументы ничуть не менее ценны, чем возражения просящего.
Третье правило — демонстрируйте готовность к взаимодействию. Предлагайте альтернативы, компенсацию за отказ, компромиссное решение. Чтобы научить себя терпению, осваивайте навыки конструктивных переговоров.
И последнее простое правило — не извиняйтесь. Лучше подчеркните, что вам жаль, но оставайтесь уверенным в правоте вашего решения.
Плохо ли уметь сказать «то самое слово»? Абсолютно нет — не зная, как научиться отказываться, мы расходуем зря ресурсы, выглядим в глазах друзей и коллег слабой личностью и теряем уважение окружающих.
Как, говоря «нет», не перестараться и не превратиться в агрессивного человека, с которым никто не стремится взаимодействовать? Помните о своих интересах, целях и важности отношений с конкретными людьми. Научитесь отличать настоящую потребность в помощи от манипуляций. Говорите с визави, спрашивайте, почему он обратился именно к вам и не может справиться сам, принимайте решение взвешенно.
Заключение
Зная, как говорить «нет» и добиваться результата, нужного вам, вы сможете выстроить конструктивную коммуникацию с любым человеком. Для этого нужно научиться выражать мысли, облекая их в убедительные слова. В этом поможет школа ораторского мастерства «Ораторис». Приходите к нам и узнайте на практике, как говорить «нет» — мы научим вас общаться с любыми оппонентами.
Четыре типичные ошибки любого оратора
1. Скованность Если оратор читает монотонно или...Публичные выступления: виды и возможности
Страх – это на ровне с любовью, одно из самых з...Как выразить чувства через движения?
Почему возникает необходимость избавитьс...Выступление перед статусной аудиторией
Выступление перед публикой требует значительной...Ораторское искусство в России
Ораторское искусство еще в античные врем...Уроки риторики
Осознанная речь — один из ценнейших «даров» эво...Правила и этика деловой переписки
Деловая переписка — это незаменимый инстр...Жесты-адаптеры: как не выдать волнение?
Жестикуляция может сделать речь убедительнее, в...Увидеть больше статей
Получайте статьи и видео уроки от Антона на почту
Нажимая на кнопку, я принимаю условия Политики конфиденциальности