
Общие рекомендации к формулированию концовки речи
Тщательно продумайте концовку, уделите этому особое внимание. Выберите, что ближе теме и лично вам: четкое, подчеркнуто безэмоциональное подытоживание результатов или пламенный призыв к аудитории. Завершить выступление нужно краткой, емкой фразой, в которой продумано каждое слово. Поэтому при написании речи задайте себе вопросы:- в чем смысл и цель текста;
- каков должен быть конечный результат речи — какие действия аудитория совершит после выступления;
- каков образ, которым вы хотите запомниться слушателям;
- какими инструментами вы подкрепите тезисы речи в концовке.
- логическим высказыванием — подводя итоги, обобщая тезисы текста, заостряя внимание на проблеме;
- обращением к слушателям — к примеру, с благодарностью, комплиментом;
- художественным или эмоциональным посланием — шуткой, крылатой фразой, иллюстрацией и так далее.
Обзоры и подведение итогов
Конкретные выводы и обобщения уместны в финале практически любого выступления. Нельзя обрывать речь на полуслове, и в качестве концовки хорошо подходит «закольцовывающая» ее фраза, напоминающая слушателям, о чем говорил и что хотел донести оратор. Этот прием использовали даже библейские рассказчики. Поэтому, заканчивая выступать, расставьте акценты темы одним из способов, не забыв о призыве к действию:- перечислите пункты текста («во-первых, во-вторых»): прием «работает» на неопытной публике, помогает ей запомнить ключевые мысли — но помните о позитивной восходящей аргументации от слабого к самому сильному тезису;
- подчеркните главную мысль речи («итак...») — это особо уместно для убеждающего выступления, слабо подготовленной аудитории, плохо знакомой с темой;
- подчеркните взаимосвязь между тезисами речи — выстроенная «цепочка» поможет четче усвоить мысль и призыв оратора;
- суммируйте идеи и выведите из них конкретное предложение — это сильный призыв к действию, и он должен быть грамотно аргументирован;
- заострите проблему или покажите пути выхода из нее — дайте совет, напомните о своей идее и так далее.
Окончание выступления обращением к публике
Логическую часть финала выступления можно усилить, прямо обратившись к аудитории. Речь идет не о смысловом призыве, а скорее об эмоциональном «послевкусии» от речи. Закончив выступать по теме, можно поблагодарить публику за внимание. Концовка нейтральна, не несет особой смысловой нагрузки, но эффективна и уместна для:- протокольных выступлений — правила вежливости усиливаются дипломатическим этикетом, требующим подчеркнутых церемониальных благодарностей;
- круглых столов, обсуждений в нейтральном ключе (вы благодарите не конкурентов, а коллег);
- профессиональных конференций и так далее.
Эмоциональность и художественные приемы
Художественно окрашенной, эмоциональной может быть даже узкопрофильная, насыщенная важной информацией речь. Использование таких приемов помогает выступлению, оно не превратиться в сухое изложение фактов, не «усыпит» аудиторию. Эмоциональные способы окончания речей можно объединять с другими — вы получите финал, насыщенный смыслом, уверенный, красочный и яркий. Используйте:- кульминацию — итоговая мысль произносится на повышенной эмоциональной ноте (прием подходит не для всех выступлений, но оставляет сильное впечатление);
- иллюстрации — аналогии, сравнения, цитаты и даже двустишия пояснят идею, помогут запомнить ее, сделают эмоциональной и емкой;
- «закругление» речи историей, кратким рассказом, который тоже иллюстрирует повествование, но содержит и элемент сравнения, поучительный смысл — способ подойдет для информационных, развлекательных, нейтральных выступлений;
- остроумную шутку — она должна связываться с темой выступления, иначе станет неуместной и испортит финал, соответствовать типу и «настроению» аудитории, быть действительно смешной (здраво оцените анекдот или заранее проверьте его на сторонних слушателях).
Чего стоит избегать в заключении речи
Есть детали, которые испортят выступление, о чем бы в нем не говорилось. В финале речи стоит избегать:- констатаций факта финала («вот я и заканчиваю», «вот и все, что я хотел сказать») — говоря об очевидном, вы вызываете у аудитории обоснованное раздражение;
- выражения неуверенности, «смазывающих» впечатление — избегайте вымученной улыбки, не разводите беспомощно руками;
- банальностей, общеизвестных фактов и фраз;
- новых мыслей и разделов — вы уменьшите силу воздействия тезисов речи;
- извинений — избегайте упоминаний о нехватке времени на подготовку, своей неопытности и некомпетентности, иначе слушатели решат, что напрасно тратили время на вас;
- длинных, затянутых заключений — финал становится неопределенным, теряется ощущение логико-эмоциональной «точки».