Ораторская речь – это искусство, в котором форма и содержание имеют одинаковое значение. Что вы говорите – важно, но не менее важно, как вы говорите. О голосе, мимике и жестах можно рассуждать долго, но у ораторов, как и у любых мастеров, есть свои хитрости, помогающие сделать выступление интересным, живым, увлекательным.

С чего начать выступление

  • Пауза. Не начинайте говорить, пока в зале не воцарится тишина. Старайтесь вообще не говорить, когда вас перебивают, и замолкайте, если вас стараются перекричать. Оратор, перекрикивающий аудиторию, выглядит жалко. Но главное – начинайте выступление с паузы. Добейтесь, чтобы в зале воцарилось молчание. Для этого сфокусируйте взгляд на одном из слушателей, мысленно произнесите первую фразу, а говорить начинайте только после того, как в помещении воцарится молчание. Этот ораторский прием позволяет произвести хорошее первое впечатление, а кроме того, вызывает уважение. Вы даете понять, что заслуживаете внимания аудитории, и предоставляете слушателям время, чтобы сосредоточиться.
  • Первая фраза. Как начинать выступление – тема для отдельного большого разговора, но если уж я упомянул паузу, которая предшествует началу, нельзя не упомянуть и о важности первой фразы. Вот вы заставили аудиторию притихнуть – и ради чего все эти люди сосредоточили на вас внимание? Чтобы не потерять доверие публики, начните интересно. Хорошо, если первая фраза звучит ярко, парадоксально, вызывает вопросы – это помогает удерживать внимание аудитории. Уделите началу особое внимание, поскольку оно задает восприятие всего выступления.
  • Цитата. Это спорный инструмент ораторского искусства, и если вы сомневаетесь в правильности цитирования, уместности цитаты, от нее лучше отказаться. Не злоупотребляйте цитированием, даже если вы в восторге от первоисточника: цитата должна быть короткой. Желательно – еще и единственной, ведь люди пришли послушать вас, а не Конфуция, Сократа или Фридриха Ницше. Но если цитата хорошо передает суть вопроса, ее можно использовать в начале выступления.

Как удерживать внимание слушателей

Удержать внимание тяжелее, чем его привлечь. Поэтому я рекомендую ученикам не читать свою речь с листа, а говорить свободно. Есть актеры и профессиональные чтецы, которые читают с листа так, что их можно слушать часами. Но вы, скорее всего, не принадлежите к их числу. В исполнении большинства людей чтение с листа с высокой долей вероятности звучит монотонно и пресно. Это правда: слушатели быстро устают и теряют нить, когда им зачитывают вслух большие отрывки. Потому я рекомендую этого не делать. Но в жизни может случиться всякое.

Возможно, у вас не было времени на подготовку, и вы попросту не успели как следует запомнить собственную речь. Это не значит, что вас ожидает провал. Используйте такие ораторские приемы: не говорите, глядя в лист, но смотрите в зал. Бегло читайте предложение про себя – и произносите его, глядя на публику. Это несколько замедлит темп вашей речи, зато она не будет нудной и монотонной, а это главное. Еще лучше – говорите, что помните, а в бумаги подглядывайте только для того, чтобы сверить факты или подсмотреть последовательность изложения.

Оптимально, если вы можете уложиться с темой беседы в 5-10 минут. Слушать оратора дольше бывает сложно, даже если предмет интересный. Но если вам нужно говорить долго, обязательно используйте приемы ораторской речи, позволяющие удерживать внимание:

  1. Паузы. С паузы стоит начать, но ее значение для публичных выступлений на этом не исчерпывается. Выделяйте паузами важные моменты. Давайте слушателям пару мгновений обдумать услышанное. Без пауз ваша речь рискует стать слишком беглой и утомительной.
  2. Вопросы. Риторические вопросы создают иллюзию диалога, поэтому используйте их, чтобы оживить выступление. Но вы можете также обращаться к аудитории и в надежде на ответ. Однако не забывайте, что такие ораторские приемы работают только в том случае, если вы можете предсказать реакцию аудитории и сами знаете ответ на поставленный вопрос.
  3. Финал. Лучше всего слушатели запоминают то, что было в конце, поэтому вы можете спасти даже провальное выступление, если сможете придумать удачную концовку. Не завершайте свой монолог на минорной ноте, пускай концовка будет вдохновляющей. Для этого можно использовать цитату, короткую историю, шутку или вложить в финал собственные эмоции: надежду, восторг, уверенность в будущем.
  4. Противопоставление. Идеи будут выглядеть объемнее и ярче в противопоставлении. Иногда их даже искать не надо – существует оппонент или конкурент, которому вы можете противопоставить свой подход. Но даже если прямых оппонентов нет, в речи вы можете противопоставить идеи: здоровый образ жизни – вредным привычкам, финансовый успех – кризису, эффективность – пустой трате времени. Противопоставление – как черный фон, на котором яркие цвета ваших идей становятся еще ярче.
  5. Перекрещивание. Это непростой ораторский ход, он требует высокого уровня мастерства и даже таланта. Для придания речи убедительности вы подчеркиваете главную мысль через противопоставление и перекрещивание смыслов. Хороший пример перекрещивания – у Лермонтова: «Делить веселье – все готовы, // Никто не хочет грусть делить».
  6. Намек. Чтобы оживить выступление, намекайте на некоторые факты, вместо того чтобы заявлять о них прямо. Это создает комический эффект, но требует высокого уровня ораторского мастерства. Во-первых, нужно понимать аудиторию. Намек работает только тогда, когда его правильно понимают. Во-вторых, намек должен быть оправданным, он должен относиться к теме выступления, а не быть вставленным ради красного словца.
  7. Неожиданность. Эффект неожиданности нужно использовать дозированно, не увлекаясь, иначе он теряет остроту. Сформулируйте мысль так, чтобы после первой части прозвучало неожиданное продолжение: «Я за отмену смертной казни. Но я за то, чтобы начало положил убийца!»

Как говорить о сложном

Хорошо, если вы должны рассказать о чем-то интересном широкому кругу людей или о чем-то специфическом, но выступаете перед специалистами. А что если вам нужно представить сложную тему перед публикой, которая в ней не разбирается? Например, убедить инвесторов вложить деньги в ваше исследование или кампанию. На помощь придут проверенные ораторские приемы:

  • Примеры и сравнения. Все абстрактное нужно представлять через примеры и образы. Старайтесь использовать поменьше абстрактных рассуждений и понятий в своем выступлении, а если это неизбежно, оживите их меткими сравнениями, параллелями, аналогиями. Иногда для передачи образов можно рассказать короткую историю или нарисовать воображаемую ситуацию.
  • Визуализация. Цифры – это прекрасно, они хороши в отчетах, но когда вам нужно использовать их в речи, приходится быть осторожными. Даже если у вас хорошие рабочие показатели или, наоборот, чудовищная статистика, к которой вы хотите привлечь внимание, слушатели могут не воспринять цифры. Это связано с тем, что большие цифры представляются сознанию человека абстракцией, они не вызывают никакого образа в воображении. Поэтому визуализируйте их для слушателей: скажите не просто «миллион вагонов», а «если выстроить все эти вагоны в ряд, они дважды обогнут Землю вокруг экватора».
  • Аллегория. Иносказание – сложный ораторский инструмент. Он требует если не опыта, то хорошей подготовки. Смысл аллегории в том, чтобы выразить свою идею не в лоб, а иносказательно, образами. Например, если речь идет о безопасности, можно сказать, что вы мечтаете, чтобы родители не боялись отпускать детей играть вечером в парк. Это производит более сильное впечатление, чем простая констатация того, что вы хотите сделать город безопасным.

Как добиться поставленной цели

Речи произносятся не просто так. Если вы решились подняться на сцену или за кафедру, у вас есть цель, которую вы преследуете. Бывает так: новички пишут прекрасные тексты, они хорошо владеют своим голосом, уверенно держатся на сцене, но все это бесполезно. Потому что забывают о главном – о цели. Чтобы не растеряться и чтобы ваша блестящая речь, как стрела, попала в яблочко, есть такой ораторский прием: «главная мысль». Прежде чем написать текст выступления, вы должны четко поставить цель и определить главную мысль своего монолога. Сформулируйте ее очень коротко, афористично: все, что вы напишете, должно пояснять или раскрывать главную мысль.

Эта небольшая психологическая уловка позволит вам не только писать эффективные выступления, но также отделять главное от второстепенного. Новички склонны увлекаться красотой речи в ущерб ее ясности: используют метафоры ради метафор, шутки ради шуток и прочую словесную шелуху. Формулировка главной мысли удержит вас от этой распространенной ораторской ошибки.

Почему лучше заниматься с наставником

Изучить все ораторские приемы в теории сложно, но можно. А вот чтобы стать блестящим оратором, нужна практика, а при переходе от теории к делу обнаруживается, что даже хорошо усвоенную теорию не так просто применить на практике. Ошибки неизбежны, поэтому хорошо, если у вас будет наставник, который вовремя укажет на недочеты и подскажет, как их избежать.

Приходите в мою школу ораторского искусства «Ораторис»! Я провожу индивидуальные и групповые занятия. Если вы сомневаетесь в пользе уроков, записывайтесь на бесплатный тренинг и убедитесь в том, насколько полезно и интересно учиться риторике на собственном опыте. На занятиях вы изучите намного больше ораторских техник, чем я успел перечислить, и отработаете каждую из них.

Записывайтесь на обучение через сайт или звоните! Я провожу занятия в Москве и Санкт-Петербурге.