
Работа с аудиторией
Аудитория может быть разной — малочисленной и превышающей тысячу человек, скептично, нейтрально или доброжелательно настроенной, отличающейся по возрасту, социальному и профессиональному составу. В независимости от ее особенностей, выступающий должен уметь с ней взаимодействовать и устанавливать результативный контакт. Чтобы завладеть вниманием слушателей, получить нужную обратную связь, донести мысль и убедить в своей правоте, требуется множество навыков. Следует заниматься текстом речи, вербальной подачей материала и многими другими инструментами оратора. Чтобы эффективно презентовать материал, взаимодействовать с публикой, необходимо:- готовиться к выступлениям, работая над текстом и собственной уверенностью;
- разносторонне владеть темой и правильно доносить мысли;
- быть красноречивым — использовать приемы риторики, осваивать ораторское искусство, чтобы склонять слушателей на свою сторону;
- ясно отвечать на вопросы, устанавливать обратную связь со зрителями;
- результативно использовать невербальные инструменты — позы, движения и так далее.
Подготовка к выступлению
Перед каждым выступлением на публике нужно подготовиться, даже если вы не раз произносили речь перед слушателями. Работайте по нескольким направлениям: сама речь, ваше физическое состояние, моральный настрой. Волноваться перед выступлением свойственно и опытным ораторам, но, чем больше вы говорите, тем меньше будете нервничать. Не стоит драматизировать: общественность может быть настроена вполне лояльно, а вот дрожащий голос и суетливые манеры вызывают естественную негативную реакцию и недоверие аудитории. Поэтому используйте:- специальные позы, которые вводят оратора в нужное психоэмоциональное состояние — с выпрямленной спиной, контролированной осанкой, расправленными плечами, приподнятой головой;
- методы снятия физических и моральных зажимов — помогает артикуляционная гимнастика, упражнения на снижение уровня адреналина;
- приемы психического расслабления — медитации, упражнения «настройки» на успех и так далее.
Структура, содержание и подача речи
Оратору нужно четко донести свою мысль или мнение до слушателей и убедить их в правильности тезисов. Поэтому уделите содержанию речи, подаче материала и структуре текста много внимания. Чтобы улучшить восприятие информации аудиторией, используйте принцип структурирования. Разбивайте текст на части по функциональному признаку. Введение ответит на вопросы зачем, что и почему вы говорите, основная часть служит усвоению информации. Заключение формирует целостное представление о тексте и выделяет направления дальнейшего «движения». «Тело» речи разделяйте на тематические части, в которых тоже должны быть вступительный, основной и завершающий блоки. При написании текста профессиональные ораторы руководствуются следующими принципами:- краткости фраз — в предложениях не должно быть более 9 слов, потому что восприятие человека ограничено 7-10 смысловыми единицами и содержание длинных сентенций теряется;
- повторения — чтобы запомниться слушателям, принципиальные тезисы в речи должны повториться не менее трех раз, но не подряд, а в логическом, правильно сформулированном контексте;
- баланса абстракций и конкретики — лучшей пропорцией теории и примеров из практики считают один к одному, так зрители не будут перегружены отвлеченной информацией и не сочтут, что на выступлении оратор только развлекал их историями;
- ключевых фраз — всегда формулируйте основные тезисы одинаково, будь то названия, термины, слоганы, краткие описания товаров и так далее;
- наглядности и визуализации — добавляйте в пример детали, вызывающие зрительные ассоциации, используйте реальные образцы продукции, рисуйте на доске, готовьте макеты;
- простоты — усложненные сентенции, велеречивость вызывают раздражение аудитории, поэтому сведите использование специальных терминов к минимуму, разъясняйте их, разбавляйте профессиональный сленг и наукообразность легкими шутками, излагайте понятно и ясно.
Речевые и невербальные инструменты работы со слушателями
Текст речи важен, но подача его не менее значима. Будет ли публика заворожено внимать вам или «уснет» от монотонной речи, станет раздраженной от суетливого, хаотичного движения по сцене? Оратор должен владеть навыками невербального, звукового воздействия на присутствующих, бороться с торопливостью, дрожащим или тихим голосом, невыразительностью и другими недостатками. Чтобы вовлечь слушателя в эмоциональный диалог, используйте:- смену регистра, тембра голоса: модуляции увеличивают энергетику выступления, повышают интерес к произносимой речи, вовлекают во внимательное слушание и придают речи интонационное разнообразие;
- умеренно эмоциональные интонации — они помогают склонить людей на свою сторону, «играя» на ее чувствах (внимание: это прием для опытных ораторов, ему нужно серьезно учиться);
- паузы, повышение и понижение громкости и другие приемы владения голосом.
Общение и установление контакта со слушателями
Выступление — это акт коммуникации, и оратор должен помнить о принципах и составляющих плодотворного общения. Удачно, если цели слушателей и лектора совпадают, они активны, настроены «на одну волну», заинтересованы друг в друге. Но зачастую оратору приходится преодолевать скептицизм, выстраивать обратную связь с инертной публикой, представлять ей себя. Ему помогают:- грамотно выполненное знакомство с публикой, настройка визуального контакта;
- целеполагание в сочетании с гибкостью — умейте помнить о своей задаче, приспосабливаясь к обстоятельствам;
- эффективно выстроенный диалог, умение чувствовать слушателей;
- искреннее удовольствие от своего дела — люди это чувствуют.