В русском языке много слов, которые сложно правильно выговорить с первого раза. Попробуйте быстро и без запинки прочесть такие слова, как «воспользовавшемуся», «усовершенствованиями», «облагодетельствованный». В слогах легко запутаться, вы сбиваетесь, теряетесь, повторяете сначала. А теперь представьте, что стоите за кафедрой или на сцене, и вам нужно произнести все то же самое перед большой аудиторией. Обойтись без трудных слов нельзя, таков уж русский язык. Можно попытаться написать речь, в которой таких формулировок не будет, но это непросто, не говоря уже о том, что если вам каким-то чудом удастся обойтись в своем выступлении без единого словечка, о которое можно сломать язык, остаются вопросы от аудитории и открытые дискуссии. Во время лекции или монолога запинки сбивают оратора с ритма, отвлекают слушателей, портят впечатление. А во время ответов на вопросы или дискуссии запинки и вовсе звучат жалко. Поэтому нужно тренироваться легко и естественно произносить слова, которые выговорить сложно.

Какие слова – сложные?

Трудности вызывают сочетания нескольких согласных подряд, повторяющиеся или похожие слоги, длинные термины, слова из двух и более корней: сельскохозяйственный, литературоведение, бронетранспортер, ультрамодный, танцплощадка. Но труднее всего приходится ораторам, которые выступают на узкоспециализированные темы. Если эпитет «ультрамодный» легко заменить более простым и понятным словом, то термины заменить нельзя: тринитротолуол, дезоксирибонуклеиновая кислота и прочие химические названия, для примера, не имеют подходящих синонимов. В категории труднопроизносимой часто попадает заимствованная лексика. У нее непривычные для русской речи сочетания звуков, поэтому, даже если изначально термин простой, для отечественного человека он представляет трудность: пфенниг, дифференциация, плюрализм.

Как работать со сложными словами?

Отнеситесь к таким словам как к возможности потренировать свой речевой аппарат и улучшить дикцию. Труднопроизносимые сочетания звуков – прекрасный «тренажер» для оратора. Если вы готовите выступление, которое изобилует труднопроизносимой лексикой, выделите в тексте и отдельно отрепетируйте каждое сложное слово. Пускай оно станет привычным. Работая со скороговорками, неопытные ораторы совершают одну и ту же ошибку: пытаются сразу произнести скороговорку быстро. Это изначально неверный подход: начинать нужно с нарочито медленного чтения. Поступайте так же и с проблемной лексикой: не пытайтесь быстро сказать то, что представляет для вас трудность. Если вы уже поднялись за кафедру, начали произносить речь и неожиданно споткнулись на термине, например, тринитротолуол, не пытайтесь его быстро «проскочить». Замедляйтесь там, где хочется ускориться. Лучше произнесите его по слогам или подчеркнуто медленно. Слушатели вас поймут. Почему бы не ускориться? Преподавателям английского приходится отдельно работать с труднопроизносимой лексикой и правилами чтения. Потому что, когда нужно прочесть английский текст, ученики обязательно сталкиваются с лексикой, которую непонятно, как читать. И 99 человек из 100 в такой ситуации что-то неразборчиво мямлят, произносят фразу быстро и неправильно, надеясь, что слушатели не заметят. Но слушатели всегда замечают, поэтому преподавателям приходится отдельно просить учеников не частить, а читать медленно. Поступайте точно так же, если формулировка поставила вас во время выступления в тупик. Ваша главная задача – чтобы вас поняли, а слушатели не поймут речь, если вы будете проглатывать фразы. Более того, они могут переспросить, что вы имеете в виду, и тогда вы окажетесь в неловком положении.

Что делать, чтобы сложные слова давались легко

Тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться. Используйте труднопроизносимые фразы и скороговорки, чтобы привыкнуть к тяжеловесным формулировкам. Это поможет улучшить дикцию и развить артикуляционный аппарат. Со временем вы сможете правильно прочесть любой непонятный термин, который видите первый раз в жизни, с первой же попытки.
    • Читайте скороговорки. Умышленно выбирайте скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Сначала читайте скороговорку медленно, затем в естественном темпе, а только после этого – быстро. Если произносить ее тяжело, не торопитесь переходить к быстрому чтению. От медленного намного больше пользы.
Примеры скороговорок: Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири. Зять вёз язя из-за Яузы. Зимы на Яузе изобилуют язями. Патологоанатомы предполагали патологию параганглий.
  • Тренируйтесь со сложными сочетаниями звуков. Как и скороговорки, такие сочетания нужно читать сначала нарочито медленно, потом в естественном темпе, потом быстро и быстрее. Сочетание звуков должно звучать слитно, следите за этим. Профессиональные дикторы используют для тренировок такие сочетания, как ПТКА, ПТКО, ЛМНО, ЛМНИ, МЛНО, МЛНИ, БГДИ, БГДО, БГДА, БГДУ и им подобные.
  • Читайте вслух профессиональную литературу или статьи. Чтение вслух – хорошая тренировка для оратора. Прекрасно, если у вас будут слушатели, но можно обойтись и без них. Старайтесь читать выразительно, интонацией выделяйте в тексте главное. Ваша речь не должна звучать монотонно. Попутно с тренировкой речевого аппарата вы приловчитесь легко произносить термины.
  • Делайте гигиенический массаж и гимнастику для речевого аппарата. Их можно делать три раза в неделю, не обязательно каждое утро.

Что такое речевой тренинг и как он поможет стать хорошим оратором

Речевой тренинг или гимнастика развивает мышцы лица, язык, органы дыхание. Он готовит речевой аппарат к выступлению, снимает зажимы мускулатуры, помогает расслабиться. Чтобы было легче произносить иностранные термины или труднопроизносимые фразы, делайте гимнастику регулярно. Благодаря ней каждый слог будет звучать отчетливо:
  1. Прижмите правую ноздрю пальцем, сделайте вдох через левую ноздрю. Затем зажмите левую, выдохните правой. Повторите 6 раз.
  2. Сделайте вдох. Во время вдоха проведите указательным пальцем по носу от ноздрей к переносице вверх. На выдохе легко постукивайте по крыльям носа. Повторите 6 раз.
  3. Откройте рот. Сделайте вдох и выдох только через нос. Повторите 12 раз.
  4. Сделайте 12 раз вдох и выдох. При вдохе неестественно расширяйте крылья носа. Выдох пускай будет спокойным и плавным.
  5. Сядьте на стул с прямой спинкой или на табуретку. Опустите руки вдоль туловища, ноги вместе. На вдохе отводите согнутые в локтях руки. На фиксированном выдохе кладите их на колени. Фиксированный выдох подразумевает, что вы будете считать во время выдоха до десяти и только на счет «десять» прекратите выдыхать. Сделайте паузу. Повторите 6 раз.
  6. Для этого упражнения нужно воображение. Встаньте. Ноги на ширине плеч. Вдохните. На фиксированном выдохе струей воздуха, как лазерным мечом, «разрежьте» стену от потолка до пола. В конце выдоха в легких должен остаться воздух. На остатках воздуха резко произнесите «Баста!»
Тренировки будут эффективнее, если вам поможет опытный наставник и оратор. Поэтому приходите в школу ораторского искусства «Ораторис». Я провожу как групповые, так и индивидуальные занятия. Учу, как поставить речь, развить голос, научиться говорить красиво и интересно. Среди моих учеников – бизнесмены, политики, спортсмены и другие публичные персоны. Все они когда-то боялись выступлений, а теперь стали выдающимися ораторами. Записывайтесь на занятия через сайт или набирайте номер: +7 (812) 929-32-59!