Аудитория оценивает выступающего с речью человека целиком, а не по отдельным составляющим — сути текста, качеству речи, внешнему виду. Поэтому, желая быть грамотным оратором, уделяйте внимание тому, как вас воспринимают. Во многом успешность определяется правильным имиджем. Что входит в это понятие? Термин английского происхождения означает «образ» — целостное восприятие личности и ее «послания» аудиторией. Во многом оно зависит от внешнего вида, что связано с интересной чертой человеческой психики. Идентифицируя новый, незнакомый объект или человека, мы бессознательно сравниваем его с чем-то (или кем-то) уже знакомым, перенося уже сложившееся мнение на неизвестную фигуру. Впечатление формируется за первые две минуты общения с человеком. Мозг участников дискуссии за это время успевает оценить оратора по 70 параметрам. Поэтому при формировании имиджа важен внешний вид выступающего. Если он связан с «позитивными» аспектами — уверенностью, значимостью, респектабельностью и так далее — аудитория с большим желанием воспринимает информацию и изначально настроена благожелательнее. Оратору, чей образ вызывает недоверие, труднее наладить продуктивный контакт со слушателями, они бессознательно «закрываются» и даже полезная, ценная информация проблематичнее проникает через неосязаемый, но прочный барьер. Продуманный, подобранный под тему, место, обстановку внешний вид помогает выступающему еще до того, как человек начинает говорить. Но имидж складывается и из других моментов:
  • речевых навыков — знания стилей и умения использовать их, владения интонацией, голосом;
  • невербальной стороны общения — жестов, положения тела, выражения лица, позы;
  • умения «держать» внимание аудитории и владеть словом — кругозора, остроумия, понимания «места и времени» и так далее.

Как внешний вид влияет на образ оратора

Обязательное условие верно выстроенного образа — гармоничное соответствие внешнего вида со внутренним ощущением и осознание своей привлекательности. Нельзя быть успешным, думая «как я выгляжу» и нервничая. Напряженному выражению лица, «колючему» взгляду не поможет и экстра-профессиональный имиджмейкер. Но пренебрегать одеждой, прической, аксессуарами нельзя. Они влияют на первичную оценку, как ничто другое. При выборе одежды для выступления ориентируются на принятый в кругу слушателей дресс-код, общепринятые представления о людях, выступающих на заданную тему. Рассказывать о тенденциях на рынке офисной недвижимости лучше в безупречном костюме и классической сорочке, а информацию о научных инновациях аудитория охотно воспринимает от оратора в casual-пиджаке. Сдержанный, но качественный джемпер или женственная блуза под классическим костюмом создают уважительно-дружеское «настроение». Есть и общие для всех выступлений правила внешнего вида:
  • скромность всегда предпочтительнее — нельзя допускать эксцентричности в одежде, откажитесь от назойливых аксессуаров, кричащих элементов, вызывающих недоуменные улыбки;
  • одежда оратора должна не сковывать движений — путь лучше костюм, рубашка сидят свободно, чем обтягивают тело, поперечные складки придают образу неряшливость, впечатление лишнего веса;
  • в новой одежде выступать не стоит — заранее «обкатайте» костюм, привыкните к нему;
  • гардероб для выступлений должен быть настолько качественным, насколько вы можете себе позволить;
  • учтите: один и тот же костюм смотрится по-разному в реальной жизни и на экране, фотографиях — подумайте, будут ли снимать выступление, и, если оно записывается, откажитесь от мелкой полоски, сложных узоров, белого, василькового и ярко-красного цветов;
  • помните о деталях: уберите лишние торчащие из карманов ручки, застегните пуговицы, поправьте запонки на манжетах, освободите карманы, чтобы они не висели;
  • выработайте собственную манеру одеваться, чтобы выделиться среди прочих выступающих и запомниться аудитории.
Женщинам выглядеть презентабельно и уместно даже сложнее, чем мужчинам. Многообразие предметов современного женского гардероба «размывает» представление об убедительном ораторе. Ключевое правило — безукоризненно аккуратный внешний вид, ни малейшей неряшливости даже в скромной casual-одежде, лаконичной прическе, сдержанном макияже.

Ораторская речь и манеры как часть образа

Для имиджа важна правильная речь, поэтому при подготовке к выступлениям посещают занятия по ораторскому мастерству и «ставят» голос. Произнося речь, вы привлекаете внимание манерой говорить и удерживаете его качеством текста и грамотной подачей. Поэтому для создания образа оратору требуется:
  • следить за отчетливостью при произношении речи;
  • окрашивать речь эмоционально с помощью интонаций, изменения громкости голоса, темпа говорения;
  • помнить о стиле изложения.
Различают несколько стилей ораторской речи. Деловой оптимален при доведении до аудитории структурированной информации, академический, научный создает впечатление истинности и неопровержимости фактов. Художественный стиль изложения подчеркнет эстетическую сторону текста, разговорный уместен при неформальном общении с аудиторией. В специфических случаях нужны специальные виды речи — политический, судебный и так далее. Манеры выступающего не менее важны, чем одежда и речь и тесно связаны с ними. Корректность, непринужденность, воодушевленность и уверенный, но располагающий тон — фундамент образа. Правильные манеры располагают аудиторию к выступающему человеку, они зависят и от того, как оратор держится перед публикой. Жесты, умение держаться и контроль тела Обязательно подкрепляйте слова жестами, мимикой и следите за их корректностью. Ораторское искусство — это, в том числе, умение передавать содержание текста и подкреплять речь невербальным способом. По поведению оратора аудитория делает выводы о его уверенности в словах, поэтому:
  • следите за выражением лица — не хмурьтесь, работайте над отчужденностью, холодностью мимики, используйте методики расслабления мышц лица;
  • боритесь с «вредными привычками» мимики — закусыванием губ, неэстетичной манерой наклонять голову;
  • учитесь правильно стоять — без напряжения плеч и рук, с подтянутым животом, гибкими, податливыми коленями, чуть выставленной вперед одной ногой (тренируйтесь до появления легкости);
  • подкрепляйте речь движением — в выразительных местах делайте упор на носок, меняйте центр тяжести, отступайте назад во время пауз;
  • помните об описательной, указующей, выразительной жестикуляции — она должна быть умеренной, контролированной, а не механической;
  • управляйте жестами — избегайте хаотичного махания руками, лишних движений, не раскачивайтесь из стороны в сторону, следите, чтобы жестикуляция не отставала от слов.
Для формирования имиджа можно выполнять упражнения — перед зеркалом, видеокамерой. Отточить образ и манеры помогает репетиция выступления, анализ его записи. Упражнения на осанку тренируют принятие открытых поз, учат расслабляться и не сутулиться. Работая в паре, вы контролируете направление взгляда, эффект от движений. Школа ораторского искусства Oratoris поможет сформировать имидж, который сделает вас успешнее. Курсы в центре Антона Духовского раскроют индивидуальность взрослых и детей и научат впечатлять и убеждать аудиторию. Мы приглашаем вас записаться на бесплатное пробное занятие по ораторскому мастерству и присоединиться к 30 000 человек, успешно прошедших тренинги в крупнейшей школе Санкт-Петербурга.