ХОТИТЕ ПРОЙТИ ОНЛАЙН КУРСЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА?
Успех ребенка в учебе напрямую зависит от его умения правильно и четко излагать свои мысли, грамотно аргументировать и доказывать собственную точку зрения. Если он не умеет общаться, ему будет сложно найти друзей и обзавестись полезными знакомствами. У человека, которого не хотят слушать и слышать, в первую очередь страдает самооценка, что предшествует множеству проблем. Овладеть красноречием и стать приятным собеседником можно благодаря изучению ораторского искусства.

Что такое риторика и зачем она детям?

Наука включает в себя не только мастерство красиво говорить, но и умение убеждать. Дисциплина строится на основах психологии, лингвистики и других наук. Каждый человек может научиться правильно строить диалог и грамотно выражать ход своих мыслей, но в детском возрасте освоение красноречия дается намного легче. Исправить ошибки значительно сложнее, чем предупредить их появление, поэтому запущенные случаи у взрослых корректируются месяцами, а то и годами. Цели и задачи науки, изучающей различные виды речи, включают:
  • обучение ораторскому мастерству;
  • моральное воспитание;
  • становление коммуникативной культуры;
  • выразительное чтение;
  • развитие способности легко выражать свои мысли;
  • тренировка дикции;
  • получение навыков выступлений на публике;
  • повышение уверенности в себе;
  • развитие литературных, творческих способностей.
Случается так, что школьник знает материал, который у него спрашивает преподаватель, но не может ответить на вопрос ни с места, ни у доски. Излишнее волнение, запинки, забывчивость слов крайне редко указывают на недостаточные умственные способности. Виной всему — затрудненный процесс воспроизведения информации, неправильный темп речи, плохое произношение. Риторика для детей предусматривает выполнение разноплановых, эффективных и увлекательных заданий с целью устранения проблем речи. Приступать к ним можно с 5-6 лет.

Упражнения по риторике для детей

Уроки ораторского мастерства включаются в школьную программу только в заведениях с углубленным изучением гуманитарных наук. При отсутствии таковых можно посещать соответствующие факультативы, курсы или заниматься самостоятельно. Для домашних занятий подойдут следующие упражнения: «Опиши» Дать малышу любой бытовой предмет и попросить детально его описать — так, чтобы о нем не осталось вопросов. «Повтори» Зачитывать по 1 предложению из детской книги, и просить его дословно повторить. Для большей заинтересованности можно каждый раз менять интонацию, добавлять жестикуляцию. «Слушай» Вслушиваясь в звуки за окном или в доме, ребенок должен описать, что слышит, и предположить, при каких обстоятельствах воспроизводится шум. «Ищи» Малыш запоминает расположение всех вещей в комнате, выходит и вскоре возвращается обратно. С помощью наводящих вопросов он должен найти пропавший предмет. «Расскажи» Взять любую картину с изображением, соответствующем возрасту. Оставить ее перед глазами или убрать и попросить описать. После детального разбора увиденного можно развить беседу на темы: что могло предшествовать нарисованному действию, и что могло случиться после. Таким способом удается развить не только речь, но и фантазию. «Зарифмуй» Предложить слово или словосочетание с просьбой придумать рифму. С детьми школьного возраста можно сочинять небольшие стихи, чтобы продолжение не просто рифмовалось с началом, но и соответствовало его смыслу.

Советы для родителей

Занятия будет очень полезными для детей дошкольного возраста, ведь чем раньше происходит знакомство с богатствами родного языка, тем быстрее и гармоничнее формируется личность. Главная задача родителей — посодействовать легкому и интересному обучению. Что очень важно:
  • регулярно выполнять упражнения, без длительных перерывов;
  • отдавать предпочтение практике, а не теории;
  • как можно чаще передавать инициативу малышу — просить придумать, сочинить, пофантазировать;
  • подавать пример — выполнять те же задания, демонстрируя нужную дикцию жестикуляцию и пр.;
  • внимательно слушать — во время занятий не отвлекаться на посторонние дела, чтобы у крохи также не пропал интерес к происходящему;
  • записать выступление на видео — это идеальный способ проанализировать работу и указать на плюсы и минусы исполнения;
  • чаще давать малышу право выбора — читать те книги, которые ему нравятся, декламировать стихи вместо прозы, если ему они больше по душе.
С младенчества очень важно приучать будущего оратора к чтению. Чтобы занятия по риторике для детей приносили должную пользу, следует регулярно пополнять словарный запас, привыкать к правильной письменной речи. Недопустимо заставлять малыша или подростка делать что-либо насильно. Родители должны постараться вызвать интерес к обучению, учитывая характер и темперамент своего чада.

Список книг по риторике для детей

Об особенностях красноречия написаны тысячи книг. Их авторы рассматривают принципы науки, делятся эффективными практическими заданиями, анализируют распространенные ошибки и способы их решения. В обучении можно использовать следующую литературу:
  • «Детская риторика в рассказах и рисунках» Ладыженская Т.А., Никольская Р.И. и др.;
  • «1000 игр, заданий и упражнений для развития речи» Новиковская О.А.;
  • «1000 русских скороговорок для развития речи» Лаптева Е.В.;
  • «Гимнастика для развития речи» Косинова Е.;
  • «Уроки риторики» Антонова Л.Г.;
  • «Энциклопедия ораторского искусства» Белановский А., Георгиевская А., Парабеллум А.;
  • «Я говорю — меня слушают. Уроки практической риторики.» Зверев Н.
Представленная подборка — лишь малая часть полезной литературы, изучая которую можно улучшить коммуникативно-речевые навыки. Благодаря регулярным занятиям, дети учатся правильно говорить и общаться, без труда заводят друзей, становятся более уверенными в себе. Новые знания помогают добиваться отличных результатов в учебе и создают прочный фундамент для успешной профессиональной деятельности в будущем.