Что такое риторика и зачем она детям?
Наука включает в себя не только мастерство красиво говорить, но и умение убеждать. Дисциплина строится на основах психологии, лингвистики и других наук. Каждый человек может научиться правильно строить диалог и грамотно выражать ход своих мыслей, но в детском возрасте освоение красноречия дается намного легче. Исправить ошибки значительно сложнее, чем предупредить их появление, поэтому запущенные случаи у взрослых корректируются месяцами, а то и годами. Цели и задачи науки, изучающей различные виды речи, включают:- обучение ораторскому мастерству;
- моральное воспитание;
- становление коммуникативной культуры;
- выразительное чтение;
- развитие способности легко выражать свои мысли;
- тренировка дикции;
- получение навыков выступлений на публике;
- повышение уверенности в себе;
- развитие литературных, творческих способностей.
Упражнения по риторике для детей
Уроки ораторского мастерства включаются в школьную программу только в заведениях с углубленным изучением гуманитарных наук. При отсутствии таковых можно посещать соответствующие факультативы, курсы или заниматься самостоятельно. Для домашних занятий подойдут следующие упражнения: «Опиши» Дать малышу любой бытовой предмет и попросить детально его описать — так, чтобы о нем не осталось вопросов. «Повтори» Зачитывать по 1 предложению из детской книги, и просить его дословно повторить. Для большей заинтересованности можно каждый раз менять интонацию, добавлять жестикуляцию. «Слушай» Вслушиваясь в звуки за окном или в доме, ребенок должен описать, что слышит, и предположить, при каких обстоятельствах воспроизводится шум. «Ищи» Малыш запоминает расположение всех вещей в комнате, выходит и вскоре возвращается обратно. С помощью наводящих вопросов он должен найти пропавший предмет. «Расскажи» Взять любую картину с изображением, соответствующем возрасту. Оставить ее перед глазами или убрать и попросить описать. После детального разбора увиденного можно развить беседу на темы: что могло предшествовать нарисованному действию, и что могло случиться после. Таким способом удается развить не только речь, но и фантазию. «Зарифмуй» Предложить слово или словосочетание с просьбой придумать рифму. С детьми школьного возраста можно сочинять небольшие стихи, чтобы продолжение не просто рифмовалось с началом, но и соответствовало его смыслу.Советы для родителей
Занятия будет очень полезными для детей дошкольного возраста, ведь чем раньше происходит знакомство с богатствами родного языка, тем быстрее и гармоничнее формируется личность. Главная задача родителей — посодействовать легкому и интересному обучению. Что очень важно:- регулярно выполнять упражнения, без длительных перерывов;
- отдавать предпочтение практике, а не теории;
- как можно чаще передавать инициативу малышу — просить придумать, сочинить, пофантазировать;
- подавать пример — выполнять те же задания, демонстрируя нужную дикцию жестикуляцию и пр.;
- внимательно слушать — во время занятий не отвлекаться на посторонние дела, чтобы у крохи также не пропал интерес к происходящему;
- записать выступление на видео — это идеальный способ проанализировать работу и указать на плюсы и минусы исполнения;
- чаще давать малышу право выбора — читать те книги, которые ему нравятся, декламировать стихи вместо прозы, если ему они больше по душе.
Список книг по риторике для детей
Об особенностях красноречия написаны тысячи книг. Их авторы рассматривают принципы науки, делятся эффективными практическими заданиями, анализируют распространенные ошибки и способы их решения. В обучении можно использовать следующую литературу:- «Детская риторика в рассказах и рисунках» Ладыженская Т.А., Никольская Р.И. и др.;
- «1000 игр, заданий и упражнений для развития речи» Новиковская О.А.;
- «1000 русских скороговорок для развития речи» Лаптева Е.В.;
- «Гимнастика для развития речи» Косинова Е.;
- «Уроки риторики» Антонова Л.Г.;
- «Энциклопедия ораторского искусства» Белановский А., Георгиевская А., Парабеллум А.;
- «Я говорю — меня слушают. Уроки практической риторики.» Зверев Н.