КУРСЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Не секрет, что боязнь выступлений перед аудиторией ― один из наиболее распространённых человеческих страхов. Что удобнее и комфортнее: сидеть в зрительском зале и наслаждаться представлением, или же лично выступать перед публикой, пусть даже и малочисленной? Конечно же, первое. А второе ― это сплошное выжигание нервных клеток.
Всё-таки далеко не все люди обладают резистентностью к стрессу, связанному с публичными выступлениями. Это непростое занятие подвластно, пожалуй, только актёрам, аниматорам, тренерам и т.д. ― всем тем, для кого это одна из составляющих профессии. А вот какому-нибудь айтишнику-интроверту, обязанному провести презентацию нового продукта перед инвесторами, явно придётся несладко.
Если вы не являетесь счастливым обладателем нарциссического типа личности, то постоянное пребывание в центре общественного внимания ― не ваша стезя. Однако если вы хотите совладать с этой психологической преградой и перестать испытывать неудобства во время публичных выступлений любого характера, данная статья предназначена для вас.
Возможно, взяв на вооружение рекомендации, изложенные чуть ниже, вы преодолеете свой страх и начнёте эффективно использовать приёмы и техники ораторского искусства как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Для удобства восприятия информации дальнейший текст поделен на две части: первая посвящена подготовке к выходу на публику, вторая ― собственно выступлению.
Есть такая гипотеза: люди, находящиеся в парадигме западных культурных традиций, уделяют на подготовку к выступлению гораздо больше времени, чем люди с востока ― оные чаще отдают предпочтение естественному ходу событий, стихийности, импровизации. Как бы там ни было, нижеследующие советы всё же находятся, так сказать, в «западном» русле.
Прежде чем садиться за, скажем так, сценарий будущего выступления, следует определиться с целью, которую оно преследует. Что должно случиться после окончания? Экзаменатор должен поставить зачёт, потенциальный работодатель ― сделать выгодное предложение, клиент ― приобрести продукцию, широкая аудитория ― одарить овациями? Все слова, действия, движения и т.п. должны подчиняться генеральной идее и приводить к желаемому результату.
Чтобы было проще достичь цели, можно поделить этапы выступления на небольшие части, сформулировать краткое описание каждой из них, подчеркнуть особо важные фразы и запомнить их.
Систематическое повторение тех или иных действий приводит к тому, что они перестают быть неизведанными, вызывающими чувство тревоги. Вот и репетиции грядущего выступления помогают не только снизить уровень стресса, но и поправить все ошибки, неудачные решения и другие спорные моменты. Осуществлениям необходимых корректировок хорошо служит видеокамера: на записи сразу видны все огрехи речи, мимики, жестикуляции.
Весьма странно приходить с научной лекцией в стенд-ап клуб, равно как травить анекдоты на презентации для партнёров по бизнесу. Чтобы выступление не вызывало чувство стыда, нужно предварительно выяснить, что за люди будут присутствовать на нём, каковы их профессиональные и личностные компетенции, ожидания от мероприятия и так далее. Вооружившись подобного рода информацией, можно существенно снизить риски разнообразных недопониманий и кривотолков, которые могут стать преградой для достижения ранее поставленной цели.
Почти тоже самое, что и предыдущий пункт, но с одной небольшой разницей: здесь речь идёт непосредственно о выступающем. Подробный разбор плюсов и минусов собственной личности позволяет понять, что стоит завуалировать или убрать вовсе, а что ― выдвинуть на первый план.
Например, если новоиспечённый оратор не отличается решительностью и уверенностью, то ему нужно составить список вопросов, которые ему с высокой долей вероятности могут задать зрители, и придумать ответы. Или же другая крайность: если человек ― холерик, его речь скорее всего чересчур громкая, многословная, порывистая, едва ли не хаотичная. В этом случае ему стоит вписать в свой «сценарий», во-первых, напоминание о чётком следовании данному тексту, а во-вторых, обозначения для пауз, краткосрочных перерывов, стравливании излишней экспрессии и т.п.
К счастью, у всего сущего всегда есть и обратная сторона. Да, голос может быть монотонным и в целом малоэмоциональным, ― и при этом очень приятным, бархатным, успокаивающим. Или же вербальные конструкции выступающего, выдаваемые им на-гора, не отличаются наличием логики и структуры, но зато его язык тела работает на все сто. Поэтому всем, кому предстоит публичное выступление по какому-либо поводу, рекомендуется в первую очередь делать акцент именно на подобных преимуществах.
Внешний вид крайне важен для всех, кому суждено находиться в поле зрения достаточно большого количества людей на протяжении длительного времени. И речь не о соблюдении правил базовой гигиены ― это даже не подлежит обсуждению. Дабы публичное выступление прошло успешно, необходимо произвести на аудиторию первичное положительное впечатление ― а это, согласно бессмертной пословице, всегда «одёжка».
Выступающему следует выглядеть не просто опрятно ― красиво, представительно, респектабельно. От этого выигрывают все ― и зрители, которым банально приятнее внимать человеку, не понаслышке знакомому с понятием «стиль», и сам спикер ― обусловленный грамотно сработанным внешним видом комфорт и уверенность минимизируют вероятность возникновения тех или иных эксцессов. Кроме того, правильно подобранный наряд может помочь скрыть какие-либо недостатки телосложения или иные физические изъяны.
Перед выходом к публике мандраж почти всегда возникает даже у бывалых артистов и концертантов с многолетним стажем ― что уж говорить про тех, кто не привык к единовременному и многоликому вниманию к своей скромной персоне.
Страх, сомнения, неверие в собственные силы ― эти и другие чувства, эмоции, мысли обуревают каждого, кто вот-вот покинет условную гримёрку и предстанет перед аудиторией, уже готовой, так сказать, к оцениванию подготовленного материала.
Бывает, конечно, и наоборот: выступающий внезапно поражает окружающих гиперактивностью, чрезмерным и неуместным позитивом, бьющей через край эмоциональностью. Особенно странно это выглядит в том случае, когда подобное поведение нехарактерно для этого новоявленного трибуна.
В подобных ситуациях рекомендуется собрать всю волю воедино, вспомнить о важности самообладания и вывести разбушевавшееся психическое состояние на стабильные средние значения. В конце концов, большинству людей свойственна какая-никакая адекватность; когда они собираются вместе, то не для того, чтобы подвергать кого-либо унижениям или осмеянию, а скорее ради совершения какого-нибудь полезного действия. И от спикера они ожидают примерно того же. Поэтому волноваться по этому поводу ― значит наводить бессмысленную суету.
Итак, этапы подготовительного периода преодолены, осталось самое главное.
Во время доклада, презентации, экзамена, шоу ― любого действа, предполагающего ведение продолжительного монолога, ― необходимо следовать нескольким довольно простым, но важным правилам.
Для начала стоит представиться, выдать пару-тройку основополагающих фактов из биографии ― зрители должны знать, кто перед ними и почему его надо слушать. Затем уже можно выстраивать мосты взаимодействия посредством т.н. смолл-тока ― необязательных и краткосрочных, но приятных разговоров на общие темы. Таким образом решаются сразу две задачи: установление контакта с аудиторией и её подготовка к дальнейшим событиям.
Во время выступления не нужно одаривать вниманием лишь пару-тройку определённых людей, как будто никого из собравшихся больше нет, ― лучше распространять своё обаяние на всех понемногу.
С помощью интонирования также можно стяжать симпатии аудитории. Тише, громче, быстрее, медленнее ― эти простые манипуляции голосом зачастую запоминаются едва ли не сильнее, чем собственно передаваемая посредством них информация. Однако и слишком увлекаться театральными придыханиями и рок-н-ролльными вскриками не следует, ибо во всём важен баланс.
Как говорилось в одном известном фильме, «Всегда говори правду, её проще запомнить». Вот и по ходу выступления не стоит преувеличивать, придумывать и откровенно лгать. Во-первых, это сразу заметно, во-вторых, может и будет иметь далеко идущие и весьма неприятные последствия. Поэтому лучше говорить всё как есть.
В процессе разговора могут вкрадываться те или иные ошибки, оговорки и прочие малозначительные шероховатости. Ничего страшного в этом нет, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. И даже ответ «не знаю» на какой-нибудь вопрос ― не приговор: всё знают только дураки. Напротив, подобное проявление человеческого фактора лишь помогает спикеру расположить публику к себе.
Напоследок можно отметить ещё несколько способов превратить выступление во что-то более меметичное, витальное, живое.
Используя эти правила, советы и рекомендации, вы успешно сможете выступить где угодно, перед кем угодно и по какому угодно поводу. Желаем вам удачи в этом деле!
Трехактная структура повествования
В нашем всегда меняющемся мире, где информация ...Как выигрывать в спорах
Участие в спорах и дискуссиях – неотъемлемая ча...Ораторское искусство. Как избавиться от страха ...
Я думаю каждый из нас, хотя бы раз в своей жизн...Как научиться публично выступать?
Публичные выступления являются самым действенны...Развитие речевого дыхания
Наша речь – озвученный выдох. Чтобы голос...Что такое деловая коммуникация
Коммуникация в деловом коллективе – важнейшая с...Что такое метасообщение?
Во время выступления оратора слушатели могут по...Ораторское искусство: основные правила
Ораторское мастерство – это искусство публичных...Увидеть больше статей
Получайте статьи и видео уроки от Антона на почту
Нажимая на кнопку, я принимаю условия Политики конфиденциальности